Есть остроумный по форме и глупый по факту анекдот: «Коуч из в Калифорнии призывает читателей, живущих в районе Индигирки, выйти из зоны комфорта». Это насмешка над американскими книгами о достижении успеха, ключ к которому – выход из пресловутой зоны. Комфорта! Мол, сытый голодного не разумеет.
Есть и сходный пример: «Чтобы выйти из хоны комфорта, надо сначала в неё войти». В действительности зоной комфорта считается не вилла в Каннах, а любой (даже в ПГТ Кривые Колодези) привычный образ жизни, основанный на автоматическом воспроизведении сценариев. Поэтому пресловутая зона комфорта чаще всего является зоной дискомфорта.
Типичный пример – маленький камешек в ботинке. Чего проще – остановиться, снять, вытряхнуть, надеть, пойти дальше? Но нет. Кто-то продолжает идти, потому что 1) нет времени останавливаться, 2) неловко разуваться в толпе, 3) …сойдёт и так, иду же! Пункт 3 – самый важный.
Люди годами ходят на нелюбимую работу, общаются с малоприятным кругом, отказываются от развода, хотя, всё уже давно перегорело и ничто не держит – и дети выросли и даже разъехались. Итак, переводчик Андрей Бузыкин из фильма Георгия Данелии «Осенний марафон» (1979)…
Он — именно тот, кто живёт в дискомфортной зоне комфорта. Правда, свою гуманитарно-творческую работу он любит, причём истово, но всё остальное у него – маленький персональный ад. Я как-то писала, что Бузыкин попросту не умеет говорить «нет», но это – верхушка айсберга.
Он не может отказаться от унылой жены и настойчивой любовницы (они его достали обе!), от общения с Харитоновым, физкультуры с Хансеном и «помощи» наглой Варваре, чтобы ничего не менять. Перемена для Бузыкина – колоссальный стресс.
Да, он хочет новизны и – побега в иную реальность. Для этого он когда-то завёл себе молодую и с виду лёгкую Аллочку, хотя, это оказалось иллюзией – машинисточка настоящий бульдозер. Но люди, боящиеся расстаться с зоной комфорта, каждый раз рисуют картины «ужасов».
Им невыносимо думать об объяснении с надоевшими дамами и назойливым соседом, который не понимает, что Бузыкину надо работать. Приходится пить! Потом ехать в лес! Зачем? Чтобы не тратить энергию на тяжёлый диалог, а, как правило, ряд мучительных диалогов.
Пусть будет так, как было, и вот уже надо снова бежать с Хансеном. Тем, кто боится выйти за очерченные пределы, больше всего хочется, чтобы всё разрешилось как-то само. Так, он был бы раз отъезду Хансена и замужеству Аллы, а если уж совсем повезёт – уходу Нины Евлампиевны к какому-нибудь мужику.
Помните, как он образовался, когда они обе на него обиделись и «расстались с ним навеки»? Он принялся танцевать. Но – увы. Обе «вернулись» в его жизнь. Больше того, уверенная в себе Варвара, которой отдали проект Бузыкина, скоро ему позвонит, чтобы он …ей помогал и дальше.
Он будет возмущаться, но пойдёт! Ибо рвать связи, узы, отношения любого плана – это для него стресс куда как больший, чем трата себя на бессмысленные и вредные контакты. Люди так застывают в своём (дис)комфортном коконе, что отметают все предложения, связанные с переменой.
Из зоны (дис)комфорта Бузыкиных может вывести, точнее – вышвырнуть или какая-нибудь болезнь (с инфарктом не очень-то побегаешь за Хансеном, etc), или ещё какая-нибудь экстремальная ситуация, типа увольнения. Тогда Бузыкины кое-как начинают шевелиться, если смогут, конечно.