Советский эстрадный певец и композитор Евгений Мартынов мог покорять лучшие оперные сцены мира своим очень звучным, бархатистым голосом, обладающим достаточно широким диапазоном и редким красивым тембром. Ему снова и снова предлагали стать оперным певцом, но Евгений полностью посвятил себя эстраде, считая, что она гораздо ближе к простым людям, чем высокопарная опера. Благодаря своему характерному тембру, сценической внешности, личному обаянию и вдохновенной, оптимистичной манере пения, Мартынов передавал зрителям положительные эмоции, радость и восхищение. Даже если песни Мартынова были трагичными и драматичными, они имели светлый и возвышенный финал. А за прекрасную музыку, которую писал Мартынов, коллеги называли его «Моцартом советской эстрады».
Евгений Григорьевич Мартынов родился 22 мая 1948 года в небольшом городе Камышин Волгоградской области. Родители Жени познакомились во время войны — мама была медсестрой в эвакогоспитале 3-го Украинского фронта, а отец, командовавший стрелковым взводом, попал туда после ранения. Она выхаживала его, и после победы они поженились.
После рождения первого ребёнка, Евгения, Мартыновы переехали в родной город главы семьи — Артёмовск на Донбассе. Здесь родился брат Евгения — Юрий, который также стал известным композитором.
С раннего возраста Евгений развивался разносторонне — он талантливо рисовал, показывал фокусы, цитировал заученные монологи из фильмов, но душа его больше тянулась к музыке. Будущий артист с восхищением слушал, как его отец играет на аккордеоне, а когда подрос, попросил научить и его. Когда Жене было 11 лет, отец купил ему настоящий аккордеон.
В результате музыка постепенно вытеснила другие увлечения, и мальчик поступил в музыкальную школу имени Чайковского в Артёмовске, но вместо аккордеона он выбрал кларнет в качестве своего основного инструмента. Родители никогда не заставляли его заниматься музыкой, как это часто случалось в других семьях. Евгений с удовольствием посещал музыкальную школу, хотя это совершенно не оставляло ему времени на развлечения.
После окончания средней школы в 1967 году Мартынов стал студентом консерватории имени Чайковского в Киеве, но так как его родители были инвалидами 2 группы и нуждались в помощи, он переехал ближе к дому в музыкально-педагогический институт в Донецке (ныне консерватория имени Сергея Прокофьева), на дирижерско-духовое отделение.
Ещё будучи студентом, Евгений Мартынов сочинил романс для кларнета и фортепиано, скерцо для кларнета и фортепиано и прелюдию для фортепиано.
Получив диплом досрочно в начале 1971 года, молодой человек сразу же начал работать по специальности — руководил эстрадным оркестром в Донецком всесоюзном научно-исследовательском институте взрывного оборудования.
Уже имея приличный опыт переложения стихов разных поэтов на музыку, Мартынов в 1972 году уехал в Москву. В столице друзья познакомили его с уже известной певицей Майей Кристалинской. Именно Кристалинская представила Мартынова как молодого и перспективного композитора, исполнив его песню «Берёзка» на текст С. Есенина в столичном Театре эстрады. О Мартынове узнали, и в том же году в репертуар грузинской исполнительницы Гюлли Чохели была добавлена ещё одна песня на музыку Евгения — «Моя любовь».
Песнями Мартынова интересовались многие советские звёзды. Он не отказывал им, но хотел петь и сам. В 1973 году Мартынов окончательно переехал в столицу и стал сольным певцом Государственного концертного объединения «Росконцерт». Он также работал музыкальным редактором и консультантом в издательствах «Молодая гвардия» и «Правда».
В июне 1973 года Мартынов завоевал звание лауреата на Всесоюзном конкурсе исполнителей советской песни в Минске, где исполнил песни «Тёмная ночь», «Летят перелётные птицы» и свою «Балладу о матери», за которую получил приз зрительских симпатий. В следующем году «Баллада о матери» получила призы на фестивале «Песня-74», а Мартынов также победил на Всесоюзном телевизионном фестивале советской песни «Молодые голоса». Певец удостоился также первых наград на фестивалях «Братиславская лира» и «Золотой Орфей». Баритональный тембр певца лился со всех экранов и радиоприёмников, а имя Евгения Мартынова стало известно на всю страну.
Затем последовали обширные гастроли по Советскому Союзу и за рубежом — он побывал в США, Мексике, Канаде, Бразилии, Италии, Аргентине, Испании, Бельгии, Индии и Швейцарии. Мартынов был искренне любим современниками, а песни на его музыку питали слушателей позитивом. Он тесно сотрудничал с известными поэтами-песенниками (Андрей Дементьев, Илья Резник, Роберт Рождественский), а его красивые, порой причудливые, светлые и душевные композиции с удовольствием исполняли известные звёзды советской эстрады (Анна Герман, София Ротару, Иосиф Кобзон, Александр Серов, Вадим Мулерман, Эдуард Хиль). Сотрудничество талантливого композитора и не менее талантливых исполнителей делало каждую песню настоящим хитом.
Мартынов также пробовал себя в качестве актёра — в 1978 году он сыграл в музыкальном художественном фильме «Сказка как сказка», в котором изобразил романтического жениха. Но на этом актёрская карьера музыканта закончилась. В том же году певец женился.
В 1984 году Евгений стал членом Союза композиторов СССР, и в том же году супруга подарила ему сына, которого в честь Есенина и Рахманинова назвали Сергеем.
До конца 1980-х годов Евгений Мартынов был одним из самых популярных и любимых авторов-исполнителей в СССР. Но потом все изменилось, пришли новые музыкальные герои: группа «Ласковый май», «На-На» и др. Мартынов стал неформатным. Евгений Григорьевич продолжал работать и выступать, но это уже не приносило ему радости. Его перестали приглашать на концерты, возникли проблемы с выступлениями на телевидении. От переживаний Мартынов начал выпивать. В 1988 году он снова занял должность музыкального редактора и консультанта в журнале «Крестьянка».
Жизнь знаменитого эстрадного певца и композитора оборвалась утром 3 сентября 1990 года в лифте его дома. Причиной смерти оказалась острая сердечная недостаточность. Поклонники не могли поверить сразу, когда узнали о внезапной смерти молодого, энергичного и творческого Евгения Мартынова – ему было всего 42 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Просматривая бумаги Евгения Мартынова, его брат Юрий нашел записи, которые можно считать творческим завещанием музыканта. Есть такие строки: «Мне близка гражданская лирика — продолжение традиций советской песни. Важно сохранить всё лучшее, что было написано композиторами в этом жанре. Надо продолжать традиции, иначе мы погубим нашу национальную песенную русскую культуру. Сейчас моду стали диктовать девочки лет 14 — 17. Для них главное — танцевальный ритм. Отсюда и стишки соответствующего содержания. Люди разучились петь. А что важнее — развлекательность в музыке или её воспитательное значение? У песни есть авторы. Ныне культура безымянная, необузданная, нет никакой ответственности за сочинение. Не уважают членов Союза композиторов. А профессионалов надо уважать, мы так стремились ими стать! Член творческого союза — почти что олицетворение застоя, а вот парень с гитарой — это прораб перестройки!.. Песня должна объединять людей всех возрастов!»
Песни Мартынова стали дороги нескольким поколениям советских людей — они исполняются и сегодня, но уже другими артистами, такими как Николай Басков, Ани Лорак, Филипп Киркоров и другие.
В знак признания вклада композитора в национальную культуру в 1992 году именем Евгения Мартынова была названа улица в Артёмовске.
По инициативе деятелей культуры и друзей артиста в 1993 году в Москве было создано Московское культурное общество «Клуб Евгения Мартынова», которое занимается культурной и благотворительной деятельностью по пропаганде творческого наследия замечательного композитора и певца.