Эльдар Рязанов вошел в историю кино как постановщик, который всегда находил новые и удивительные способы балансировать между комедией и щемящей трагедией об одиноких людях в своих фильмах — инфантильный Женя Лукашин, чопорная Людмила Прокофьевна, уставшая буфетчица Вера.
В этой трилогии вполне нашлось бы место еще для одного, не менее одинокого героя — закомплексованного мечтателя, безнадежно влюбленного Сирано де Бержерака. Советский режиссер загорелся идеей перенести на экраны пьесу Эдмона Ростана, но так и не смог довести свой замысел до конца.
Изначально режиссер был уверен, что с этим материалом не возникнет проблем: пьесу далеко не раз ставили в театрах СССР, а проблемы все еще могли перекликаться с актуальными. Рязанов заручился благословением киностудии и занялся адаптацией сценария и поиском актеров.
Первые пробы были по-настоящему звездными: Андрей Миронов пытался ухватиться за шанс избавиться от амплуа красавца, но конкурировал с Олегом Ефремовым и Сергеем Юрским. В какой-то момент режиссер вдруг понял, что работа над фильмом рассыпается у него в руках, а все это уже было — на экранах, в театрах.
Рязанов пытался снова переосмыслить историю, сделать ее более яркой и откликающейся на проблемы граждан. Тогда его осенило — почему бы не пригласить сыграть главную роль поэта Евгения Евтушенко, и тот с энтузиазмом ответил «Да».
Первые пробы оказались катастрофой, но в полном гриме поэт показался Рязанову необычным и убедительным по-своему. Из-за этого он даже отказал в роли Владимиру Высоцкому.
Съемки должны были стартовать в 1969 году, а в фильме могли даже появиться конные войска прямо с площадки «Ватерлоо». Для Рязанова стало шоком, когда его вызвали в офис «Мосфильма» и заявили, что с Евтушенковым невозможно поставить кино, придется искать другого актера — за 24 часа.
Режиссер и поэт пытались протестовать, но это ни к чему не привело. После в жизни Рязанова начались трудности: ушла из жизни мать, сам он оказался в больнице, а проект мечты — на самой дальней полке нереализованных сценариев советского кино.