Почему Иван Пырьев взялся за «Братьев Карамазовых»

Экранизация произведения Федора Достоевского «Братья Карамазовы» стала последней работой великого режиссера Иван Пырьева в кино. Он не успел доснять эту киноленту, это сделали его ученики – Михаил Ульянов и Кирилл Лавров, сыгравшие главные роли.

Что же заставило Ивана Александровича Пырьева обратиться к классике литературной, которую он сделал классикой советского кино?

— Я давно испытываю стойкое пристрастие к Федору Михайловичу Достоевскому, как к писателю исключительному и по художественной силе, и по трагической судьбе. В его произведениях – трепетная взволнованность, достигающая большого напряжения страсти – говорил Иван Пырьев. – При этом, я видел, что за этой стороной жизни писателя стоят упадочные и реакционные черты его таланта. Я не раз задумывался, в какой мере органична связь между ними? Обязательно ли объединять Достоевского и «достоевщиной»?
Пырьев определил для себя два варианта экранизации Достоевского. Первый: когда за основу берется страстный протест писателя в отношении помещичьего уклада, сострадание униженным этим строем. Второй: выставить на главный план «достоевщину», а социальный смысл романа убрать на второй план.

— Первая трактовка исходит из народности, гуманистического сочувствия человек. Вторая – невольное одобрение нравственных увечий, которые самодержавие нанесло одному из величайших писателей мира, — говорил Иван Пырьев.
В работе над фильмом «Братья Карамазовы» Иван Пырьев придерживался того же принципа, что и при экранизации «Идиота» в 1958 году. При этом, работа над «Карамазовыми» оказалась сложнее, потому что сам роман намного глубже всех предшествующих произведений автора.

Пырьеву пришлось сокращать некоторые сюжетные линии ради емкости повествования. Так, например, в фильме нет религиозного мистицизма, убирать излишнюю болезненность, что позволило прочитать произведение классика по-новому.

В фильме хорошо представлен напряженный трагизм страстей романа, центральное место здесь отведено сложным человеческим чувствам. Все художественные компоненты фильма, включая музыку, соединены и направлены на представление актерами достоверных образов романа.

Надо сказать, что ученики Пырьева смогли достойно завершить его последнюю работу. Фильм «Братья Карамазовы» — классика советского кино, актуальная по сей день. И здесь заслуга не только писателя, но и видения режиссера.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Почему Иван Пырьев взялся за «Братьев Карамазовых»