Довольно часто, когда заходит речь о секретарше Верочке из кинокомедии «Служебный роман» (1977), начинается обсуждение (или даже осуждение) рязановского кастинга. Мол, на роль кокетливой вертихвостки, знающей толк в блайзерах, батниках и комбинаторности, а заодно и в мужчинах, авторы «пропихнули» Лию Ахеджакову, чья привлекательность, скажем так, не очевидна.
Внешность актрисы – весьма на любителя. Тогда как в телепостановке 1973 года «Сослуживцы» (а я напомню, что вначале была пьеса «Сослуживцы», а потом уже фильм) Верочку играет очаровательная блондинка Валентина Шендрикова (она, кстати, очень серьёзная дама, сыгравшая, например, Корделию в «Короле Лире» (1970)).
В общем, комментаторы иной раз сетуют, что секретаршу-модницу зачем-то изображала острохарактерная актриса, а не какая-нибудь фея с идеальной фигурой. Однако Рязанов никогда (ну, почти) не промахивался с типажами и, если он поручил роль милашки-Верочки …вовсе не милашке, стало быть он решил удивить и – заворожить.
Если бы в этой киноистории была бы Верочка-красотка, это оказалось бы слишком явно и где-то банально. Так, спектакль «Сослуживцы» при всех его достоинствах, не стал хитом на все времена – вот там чисто театральная подборка по амплуа. Здесь – нет. Одна из важнейших идей, продвигаемых сценарием (и пьесой) – о ценности «фасада», то есть одежды, имиджа.
С его помощью любая мымрa превращается в эффектную леди, становится визуально моложе и – обретает женское счастье. Когда Калугиной всё это советует Верочка-1973, это смотрится не так мощно. Потому что девушки с наружностью Валентины Шендриковой хороши даже в хрестоматийных «мешках из-под картошки» — да, в «Короле Лире» Шендрикова примерно так и одета, в мешковину.
А вот, когда насчёт женственной походки и умения себя подать вещает не «Мисс Вселенная» и уж тем паче не Афродита Каллипига, это – феерия. Причём, не важно, что комично. На протяжении всего фильма нам транслируют: Верочка пользуется успехом у мужчин и, наверняка, вызывает зависть у женщин.
У неё симпатичный муж, который даже на вид – моложе. В реале – тоже: Ахеджакова 1938, а Фатюшин – 1951 года рождения. Больше того, она, хотя расстраивается, что поругалась с ним, да не так уж приуныла – говорит подруге, чтоб звала её на вечеринки, где есть свободные кавалеры. У Верочки вообще нет комплексов. Она считает себя «на уровне» и даже лучше.
Кстати, мы и не особо замечаем, что секретарша …одета, хоть и модно, да чересчур смело, не по годам. Она ввернула что-то о «жутких розочках» Ольги Рыжовой, которые никакие не жуткие, но в трендах, а сама-то отхватила где-то блузон, весь вышитый …насекомыми по синему фону. Вот где ужас-то.
Но такая Веруня обязательно заявит, что вышитые, нашитые, вязаные, etc насекомые – это мега-круто, их ещё в 1930-х годах продвигала великая кутюрье Эльза Скиапарелли. Почему я полагаю, что секретарша должна быть в курсе Скиапарелли? Она читает журнал «Силуэт»…
Все её советы, в том числе о комбинаторности, взяты из тогдашних номеров именно этого издания, а они на последних страничках делали обзоры по истории моды. Благодаря этому контрасту «внешнего» с «внутренним» и получился уникальный кинообраз – гротескный и притягивающий внимание.