Мы всегда будем помнить его по роли Кисы Воробьянинова из фильма Леонида Гайдая «12 стульев»(1971 г.), поставленного по одноимённому роману Ильфа и Петрова. Брошенный в пучину революционных перемен и без гроша в кармане, он легко соглашается участвовать с «товарищем Бендером» в авантюрной погоне за бриллиантами, зашитыми в стульях его тёщи и экспроприированными пролетариатом на благо нового нарождающегося государства.
Весьма потрёпанный жизнью, но всё ещё хранящий некие манеры былой дворянской жизни, он одновременно жалок, неказист, и также может выступать знатоком редкого антиквариата и врать юной девушке о своём якобы высоком положении. А потом попытаться зарезать своего подельника, когда уже совсем рядом засверкают искомые бриллианты.
Он родился в Саратове 24-го июня 1912 года, в рабочей семье. Через два года родной отец ушёл на войну и пропал. Когда мальчонке было пять лет, мать вышла замуж за военного комиссара, который был очень строгим к пасынку и спал с пистолетом под подушкой. Все эти семейные перипетии наложили отпечаток на психику подрастающего парнишки, отчего он стал нервным и неуживчивым. После того, как в школе на уроке химии он смешал разные реактивы и началась опасная реакция (выделился едкий дым, отчего невозможно было дышать), у школьников прекратили занятия. А самого Филиппова исключили из школы.
Родители не особо расстроились и кинулись устраивать сына на обучение рабочим профессиям. Сергей успел побывать пекарем, столяром, плотником, но ничто особо не нравилось.
Случайно проходя мимо Дома культуры, он услышал музыку и зашёл посмотреть. Там проходили занятия балетной студии. Парнишка был буквально очарован происходящим и решил также заниматься. В семье не возражали, а Сергей настолько увлёкся танцами, что стал самым лучшим учеником. Так сменился вектор его жизни. Далее он уже пошёл развиваться в этом направлении. Поехал поступать в Москву в балетное училище, затем в Ленинград — везде приём учащихся уже закончился. Но парень всё-таки поступил во вновь сформировавшийся Ленинградский эстрадно-цирковой техникум.
Молодой человек оказался настолько одарённым, что после окончания техникума его приняли в 1933 году в Театр оперы и балета. Но Судьба сделала ему реверанс. Во время одного из выступлений на сцене Сергей упал в обморок — сказалось недоедание, нервные и физические перегрузки.
Он пошёл работать в эстрадный Театр-студию выступать со смешными сценками. В нём увидели редкое дарование комика и пригласили в Театр комедии. У Филиппова была примечательная внешность — высокий (рост 184 см), худой, подвижный, артистичный и очень пластичный. Он непринуждённо двигался на сцене и легко танцевал. Его выразительное лицо менялось с угрюмого на зловещее, с хитрого на сардоническое, а врождённый юмор вкупе с блестящей интуицией умело вели зрительный зал на восприятие карикатурных сцен своих уморительных персонажей. Тем более, что играл он хамоватых, неотёсанных, изворотливых лодырей, пьяниц, всяких хитрюг и проныр. Народ смеялся от души и был восхищён игрой Сергея Филиппова.
Далее им занялись кинематографисты, у которых для Сергея Николаевича нашлось очень много работы. Его персонажи, как он сам говорил, были «как острая закуска к пресному, а не основному блюду». В кино начал сниматься с 1937 года в небольших ролях карикатурных иностранцев. У него это очень забавно получалось. Необычная внешность сразу привлекала внимание, а несколько сказанных фраз запоминались народом порой больше, чем слова главных героев. С дебютом он выступил в роли финна в «Падении Кимас-озера», в «Беспокойном хозяйстве» играл немца, в «Новых похождениях Швейка» — ефрейтора Шпукке.
Наибольшая популярность выпала всему творчеству Филиппова на 50-70-е годы прошлого века. Там были знаменательные роли — дрессировщик Алмазов в «Укротительнице тигров»(1954 г.), лектор Некадилов в «Карнавальной ночи»(1956 г.), («Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе?..») и «Девушка без адреса»(1958 г.) — «Масик хочет водочки». И единственная главная роль в «12 стульях».
Филиппову не очень нравилось, когда его отождествляли с его потешными героями. Это его злило и раздражало. Но в народе он был очень популярным. Потому что веселил людей своими киношными выходками, а сказанные отдельные фразы становились цитатами к фильмам. И хоть снимался в эпизодах, народ его лучше знал и помнил, чем тех актёров, кто играл главные роли.
Леониду Гайдаю Филиппов так понравился, что режиссёр потом снимал его во всех своих фильмах: «Иван Васильевич меняет профессию» *1973 г.), «Не может быть!»(1975 г.), «За спичками»(1980 г.).
Всего Сергею Николаевичу посчастливилось сняться в более чем сотне кинофильмов, во многих из которых у него получился запоминающийся образ. Но сам актёр мечтал поработать в серьёзной драматической роли и считал, что может достойно с нею справиться. Очень сокрушался, что поманили ролью и потом отдали другому актёру (Юрию Никулину) в фильме «Когда деревья были большими».
За всю жизнь дважды был женат. С первой женой Алевтиной Горинович прожил 10 лет. Она ему родила сына Юрия. Потом они уехали в Америку, и Филиппов с ними не общался. Вторая жена Антонина Голубева (писательница), была старше его на 13 лет, называл её Барабулька, вместе прожили 40 лет. Она была для него и жена, и мать, и наставница. По-разному про них пишут и говорят. Но когда Антонина ушла из жизни, он продержался только год и ушел вслед за ней от болезней в 1990 году (в 77 лет). Похоронили его в Ленинграде рядом с Барабулькой.
Немного печальная получилась у него жизненная история, хотя творческая удалась на все 100 процентов. С сыном не ладил, но Юрий отдал должное отцу, написал о нём книгу «А есть ли жизнь на Марсе?» и снял документальный фильм об этом великом комическом актёре. В трёх городах нашей страны поставлены памятники Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову. Очевидцы говорят, что Киса очень похож на актёра Сергея Филиппова.