Директора “Мосфильма” Ивана Пырьева уважали все. Сергей Бондарчук тоже восхищался «этим необыкновенно талантливым человеком». Но уже в середине 60-х они не подавали друг другу руки.
В 1956 Голливуд выпустил свою киноверсию «Войны и мира». В 1960 году съёмки-эпопеи по роману Льва Толстого в СССР назвали «делом государственной важности», тем более что близилась 150-летие Бородинской битвы. Надо было “показать этим американцам, как нужно снимать кино”.
Пырьев необычайно загорелся этой идеей. Спал и видел себя создателем шедевра. А ещё он мечтал снять Людмилу Марченко, в которую тогда был безумно влюблён, в роли Наташи Ростовой.
Но Екатерина Фурцева не хотела видеть его режиссёром картины. Слишком много он на себя брал! До сих пор вёл себя на студии по-хозяйски. Хотя ещё год назад передал должность Леониду Антонову. И в то время возглавлял оргкомитет Союза кинематографистов и Творческое объединение “Луч”.
Она знала, что Иван Александрович экранизирует произведение классика гениально, ведь он режиссёр он от Бога. А, значит, его ждёт успех. И сдвинуть эту глыбу с пьедестала будет вообще невозможно!
Напрямую Фурцева не решилась ему отказать и поступила «мудро”. Дала указание снять «пилотные» эпизоды фильма Пырьеву и начинающему режиссёру, сорокалетнему Сергею Бондарчуку.
В феврале 1961-го года Министерство культуры вынесло свой вердикт:
Наиболее достойной кандидатурой нам представляется лауреат Ленинской премии, народный артист СССР С. Ф. Бондарчук.
Пырьев на тот момент и так был раздавлен. Ведь Марченко дала ему от ворот поворот и отказалась сниматься в роли Наташи Ростовой.
А решение Минкультуры нанесло сокрушительный удар по профессиональному самолюбию. Он пришёл в неописуемую ярость. В кабинете Фурцевой вышел из себя и закричал:
Вообще-то, я и сам не желаю этим заниматься! Вот заявление об отведении моей кандидатуры!
И швырнул бумагу на стол.
Весной 1966 состоялась премьера первой серии “Войны и мира”. Её посмотрело 58 млн. зрителей. Это была победа Бондарчука! А для Пырьева ещё один болезненный укол по самолюбию.
Молча сносить обиды он не умел. С Сергеем Фёдоровичем прекратил всякое общение и отомстил ему «по-пырьевски». Внёс в “Госкино” предложение, чтобы «раздутый» бюджет картины урезали. Хотя прекрасно знал, что на съёмки уже тогда было потрачено гораздо больше!
В итоге за «перерасход средств» вся съёмочная группа была решена премии. Бондарчук молчать не стал, и во всеуслышание объявил, что:
Такие действия иначе как пакостью не назовёшь.
При встречах с Пырьевым он демонстративно не подавал ему руки и отворачивался. Тот отвечал ему тем же. Два гениальных мэтра советского кино так и не помирились!