Четыре одинокие женщины на одной жилплощади. Не многовато ли? В двухкомнатной хрущёвке конца 80-ых настоящее бабье царство, по-другому не скажешь. Царство со своими правилами и законами, выверенными годами и постоянно используемыми на практике.
🎬 Ребро Адама (1990)
Женщина №1 – самый старший представитель семьи.
Парализованная бабушка (Елена Богданова), взывающая к домочадцам при помощи судового колокола. Бабушка, как это сейчас модно говорить, чрезвычайно токсичная, при всем уважении к её положению касательно здоровья. Понимают это все, но терпят, конечно же.
Бабушка «жизни не дает» всем, особенно дочери. Хотя сама в молодости была та еще штучка и изменяла мужу чуть ли не на глазах этой самой малолетней дочери (и это еще не самое страшное). Но зачем вспоминать грехи собственной молодости, когда можно задушить в зародыше любое любовное приключение детей, правда же? И бабушка, прикованная к постели и ничего не говорящая, занимает, тем не менее, «руководящий пост» в семье, одним только красноречивым взглядом указывая на ошибки «подчиненным». Бабушка-манипулятор.
«Ты же всегда жила как тебе хотелось, и меня заставила жить как ты этого хочешь».
И совершенно логично, что «подчиненные», как прямые наследники такой бабушки, ведут порицаемый образ жизни. Все трое. Несчастные женщины, которые делают вид, что у них есть личная жизнь.
Женщина №2 – дочь бабушки, Нина Елизаровна.
Нина (Инна Чурикова) дважды была замужем, но оба мужа как минимум не вынесли деспотизма свекрови и ушли в закат, оставив каждый по дочери, как напоминание о том, что мужчины в жизни Нины Елизаровны таки были.
Очевидно, что бабушка пресекает любые попытки дочери на личное счастье, оттого и сама Нина шанса себе не дает. Она привыкла тянуть эту лямку и как может быть по-другому, представляет с трудом. По возрасту Нина еще молода (наверное, около 50-ти), но по мироощущению, увы, нет.
«У меня мать парализована. У меня две взрослых дочери от очень разных мужей. Я давно себе не принадлежу».
Хотя нельзя не отметить её жизнелюбие и воодушевляющий оптимизм. Работает Нина экскурсоводом в музее, живут они более, чем скромно. Лишних колготок купить не могут, да и продуктовый дефицит никто не отменял.
Нина, несмотря на все трудности, беззлобна. Она интеллигентна, обаятельна, без конца иронично шутит. А что еще остается, если удалить из жизни и юмор тоже?
Ей даже не приходит в голову, что собирать на одной территории двух бывших супругов и одного нынешнего кавалера хотя бы немного, да странно. Нина купается в их внимании. Выглядит это противоестественно, особенно учитывая повод, по которому все собрались – день рождения горячо любимой бабушки.
По цепочке от бабушки к матери, от матери к двум дочерям передается это странное отношение к мужчинам.
«Бабий дом» — именно так называется повесть Анатолия Курчаткина, которая легла в основу фильма. Идеальное название. Потому что это просто уже диагноз, увы.
Из положительного здесь: Нина воспитала девочек без ненависти к их отцам, они прекрасно общаются, что для многих развалившихся браков редкость.
Женщина №3 – Лида, старшая дочь Нины Елизаровны.
Лиде (Светлана Рябова) примерно лет 25-26. Она вся такая очень правильная и со всех сторон положительная, за исключением того, что у нее роман с женатым начальником. Для всех очевидно, что перспектив там никаких. И более всего понимает это самая младшая, Настя. Но в семье принято поддерживать друг друга, и Нина Елизаровна Лиду горячо, но с постоянными упреками, вопросами и советами, поддерживает.
Роман Лиды в конце концов трещит по швам, ведь любовник уехал на юг с её коллегой и лучшей подругой, которая «а я же говорила, что он козел». Забавно еще и то, что жена начальника вместе с детьми приходит жаловаться Лиде на эту ужасную ситуацию.
Женщина №4 — пятнадцатилетняя Настя, вторая дочь Нины.
Настя (Мария Голубкина), студентка ПТУ и самый трезво стоящий на ногах и реалистично смотрящий на мир член бабьего царства.
К слову, это первая роль Голубкиной в кино, роль очень органичная, сыгранная безупречно и талантливо.
Настя яркий представитель молодежи. Тех, «за кем будущее». Настя курит, сидя на ящиках, во время практики в гастрономе налаживает связи и «достает» дефицитный язык к празднику, отказывается от денег матери на обед, потому как, опять же – работает рядом с продуктами, и, стало быть, не пропадет. А что такого, это жизнь и все так делают. Одним словом, Настя «добытчица-волчица», язвительно отпускающая замечания в адрес старшей сестры по поводу её романа «с односторонним движением», имеющая четкое представление о том, что такое коммунизм и что за фрукт их бабушка.
Несмотря на всю дерзость и всезнание по любому вопросу, Настя девочка уязвимая и ранимая, как и все подростки.
Видимо, от нечего делать, из желания приобрести опыт и согласно установкам семьи (потому что её отношения чувствами и любовью назвать язык не поворачивается) встречается с Мишкой и благополучно беременеет. О чем и объявляет во время празднования дня рождения бабули. Шах и мат просто. Мишка, как отец ребенка, ей категорически не нужен, что очевидно с самого начала. Еще один проходящий мужчина их семьи, не более того.
И вот сидят в конце фильма ночью за столом три несчастные женщины. И стол этот как замкнутый круг психологического ада, где передают эстафету друг другу бабушка, Нина Елизаровна, Лида, Настя и теперь уже её будущий ребенок, который, она уверена, будет девочка. Кто ж еще может родиться в бабьем царстве и продолжить традицию «однополой» семьи, в которой мужчина не может появиться по определению? Просто потому, что априори не приживется.
Нина выросла с искривленными установками. Такие же перевернутые установки семейных ценностей автоматически наложились на судьбы её дочерей. Быть может, живи бабуля всегда отдельно, ситуация сложилась бы иначе. А так – шанса нет.
И Нина, и Лида, и Настя, и новая будущая девочка – жертвы манипуляторши бабушки, которая прекрасно это понимает, но остановиться уже не может.
И это только кажется, что все просто – раз, и изменился. Чем дальше, тем хуже. И вытащить себя из болота за волосы может барон Мюнхгаузен, а не этот вот бабий дом.