Фильм «Покровские ворота», снятый Михаилом Козаковым по одноименной пьесе Леонида Зорина, можно смело причислить к киношедеврам. Это комедия, но и ностальгия и грусть по тем отношениям, которые царили в московских дворах, когда люди встречались, общались, справляли дни рожденья и свадьбы, и жили одной большой коммунальной семьёй.
Михаил Козаков настолько хорошо знал каждый закуток пьесы Зорина, ставил её в театре на М. Бронной, поэтому на съёмках фильма мощно держал режиссёрский штурвал непоколебимой рукой. Хоть многие артисты, кто работал на картине позже вспоминали сколь было сложно с ним работать, что его тиранические методы вводили их ступор. Но все эти колыхания струй и недружественные шёпоты залистнулись временем, а роскошный фильм остался нам на долгую память.
Премьера фильма состоялась 11 февраля 1983 года. Правда после отъезда за границу Е. Кореневой его несколько лет не показывали, и настоящим бумом для этой картины стали перестроечные годы. Именно тогда все окончательно убедились, что режиссёр М. Казаков снял шедевр.
Фильм претерпел немало перипетий. Постановку Казакову долго не утверждали. Пришлось дважды сыграть Дзержинского. Но и этого оказалось мало. Тогда ему помогла актриса С. Пилявская, которая взяла его за руку и отвела к каким-то шибко высоким чиновникам на поклон. Чиновники были её старые поклонники, и они растаяли. Правда пришлось придумывать Пилявской роль в фильме. В пьесе её не было. Так родилась тётя Костика Алиса Витальевна, которая не испортила обедни, а явилась важным звеном. Её персонаж как бы связывал два поколения: грядущих шестидесятников и дореволюционное дворянство.
К выбору актёров М. Казаков подошёл весьма нетривиально. Сначала, как впрочем это происходит и сейчас, на роли намечались сплошь звёзды. Первый состав семейного трио выглядел так: А. Калягин — Хоботов, Савва Игнатьич — А. Петренко, Маргарита Павловна — И. Савина. После на роль суровой двоемужницы была приглашена Л. Гурченко. Но Гурченко пришлась не ко двору. И тогда Михаил Михайлович решил призвать Барбару Брыльску. Но польская актриса не впечатлилась сценарием. И вот тогда появилась новая Маргарита Павловна — Н. Гундарева. Худсовет одобрил её, считая что это стопроцентное попадание. Гундарева умела играть хабалок и грубых женщин. Но Гундарева на пробах неважно смотрелась с А. Петренко. Тогда режиссёр пригласил на роль Саввы — самого Никиту Михалкова. Последний почитал сценарий и сказал, что это ему неинтересно. Даже не приехал на пробы.
Тогда же Казаков решил заменить А. Калягина, который умчался на какие-то съёмки. Хоботова он предложил знаменитому А. Миронову. Последний вцепился в роль. Ему было очень важно ломать стереотип героя-любовника. Что он и подтвердил своей ролью в «Фантазиях Фарятьева». Хоботов очень нравился Андрею Александровичу. А Савва Игнатьевич был отдан Евгению Лазареву. Прежде всего из-за того, что в театре им. Маяковского он неплохо играл с Н. Гундаревой и они чувствовали друг друга. Итак — тройка актёров была утверждена: А. Миронов — Е. Лазарев — Н. Гундарева.
Казалось, что всё так и будет. Но тут режиссёр оказался в Питере, где увидел на сцене игру А. Равиковича. Его образ мужчины-ребёнка и нежный плачущий голос Казакова впечатлил. Он понял, что это и есть живой Хоботов. И вот после того как режиссёр это понял, и Равикович согласился на роль Хоботова, он поступил нетривиально. Он решил на другие роли ввести малоизвестных киноактёров. Н. Гундарева и Е. Лазарев с А. Мироновым были отставлены, а их роли были отданы И. Ульяновой и В. Борцову. Конечно это был форменный скандал, и снимать звёзд с утверждённых ролей мало бы кто осмелился.
А. Равикович иногда стонал на съёмках от стиля работы М. Казакова, даже подстанывал В. Борцов, который с режиссёром учился в студии МХАТ, и был на «ты». Он часто вступал в перепалки с режиссёром. Но вот кто не оспаривал действий режиссёра так это Инна Ульянова. Он была покорна как лань. Ибо понимала что ей судьба дала последний шанс заявить о себе. Если бы не эта роль, то она бы так и осталась в памяти народной пьяной женщиной-физиком танцующей с лисой (которая в душе Энштейн) в «Штирлице», не реализовав свой громадный актёрский потенциал.
Дальше были муки мученические с поиском актёра на роль Костика. Были перепробованы пять десятков Костиков: В. Сторожик, А. Ургант, А. Градов, С. Колтаков, Ю. Коренев, Н. Денисов и другие. Даже своего сына Кирилла попробовал режиссёр. Но и сам же его не утвердил. Режиссёр уже совсем отчаялся. А тут ему ещё и масла в огонь стали подливать. С. Соловьёв видя его муки сказал: «Сейчас таких молодых людей просто не делают. Гримируй под молодого актёра старой закалки».
Но всё же ассистент режиссёра, мать актрисы Е. Кореневой, Наталья, отыскала Костика-Олега Меньшикова. Она увидела его в роли партизана в малоизвестной картине «Жду и надеюсь». Михаил Михайлович оценил молодого актёра сразу. Его энергетика была вполне в духе 50-х годов. Он понял, что Меньшиков с ролью справится. К тому же молодой Меньшиков чем-то напоминал Казакову себя молодого.
Таже Наталья Коренева пригласила на роль Людочки свою дочь. Причём последняя, будучи уже звездой кино, совсем не желала играть эту неподходящую для себя роль. Но мать её убедила: «Многие твои роли забудутся, а эта роль будет с тобой всегда».
Совершенно без проб прошла в фильм Т. Догилева. Она пошла на замену Ирины Муравьёвой. И Казаков ей честно сказал: «Муравьёва бредит главными ролями, отказалась, так что выручай». И Догилева не подкачала. Её недалёкая, но искренняя наяда из «Трудовых резервов» получилась на славу. К тому же Т. Догилева была бывшей гимнасткой. Сама не плавала, но со спортом дружила.
С Велюровым М. Казаков определился давно. Он знал потенциал Л. Броневого по театру на М. Бронной, и хотел растождествить Мюллера-Броневого в глазах зрителей. К тому же режиссёр был восхищён работой Броневого в фильме «Маяковский смеётся», где он фактически сыграл подобного Велюрова.
На другие роли почти эпизодические, режиссёр не погнушался позвать маститых актёров и звёзд кино, таких как И. Дмитриев, Е. Моргунов, Р. Маркова и другие. Роль другой Маргариты, невесты Костика определил Л. Зорин. Актриса В. Воилкова была копия его жены в молодости.