Роль Сергея Макарова в драме «Полеты во сне и наяву» Олег Янковский считал своей самой лучшей работой в кино. А ведь сначала он вовсе хотел отклонить предложение незнакомого ему режиссера с периферийной киностудии имени А. Довженко. К тому времени Олег Иванович был уже известным актером, загруженным работой в кино и театре. В тот год актер снимался сразу в нескольких картинах — «Влюблён по собственному желанию», «Попечители», «Дом, который построил Свифт».
Роман Балаян увидел Янковского в фильме «Мы, нижеподписавшиеся» и сразу понял, что главного героя в его фильме должен играть только он. Хотя сценарист фильма Виктор Мережко предлагал ему попробовать на эту роль своего друга Никиту Михалкова.
Никиту Сергеевича он в картине все же снял, но совсем в другой небольшой роли. Придуманной специально для него. Кстати, приглашение именно Михалкова в этот фильм очень помогло всей съемочной команде. Свою роль Никита Михалков сыграл за пару часов, в первый съемочный день. И в этот же день он успел договориться с местными властями, чтобы всем членам съемочной группы были выданы пропуска в столовую обкома партии Владимирской области, в которой вкусно и недорого кормили.
Фильм снимали во Владимире и его окрестностях. Многим актерам приходилось часто приезжать на съемки из Москвы, так как их спектакли никто не отменял.
Олег Янковский в ту осень спал по три часа в сутки. Но ему так понравился сценарий и сам герой, что несмотря на дикую усталость, он вложил в эту роль все что мог.
Его Макаров — неприкаянный, запутавшийся, уставший провинциальный инженер, который к своим сорока годам вдруг четко осознает, что «все не так, как надо». Осознает. Но ничего с этим сделать не может. Вынужденная беспомощность. И это касается не только личной жизни или профессиональной нереализованности.
Позже и сам режиссер говорил, что в этом фильме: «Янковский сыграл отсутствие поступка… В то время интеллигенция говорила на кухнях абсолютно откровенно, но наяву и публично мы не могли высказать то, что думаем. Это и есть отсутствие поступка. Советская интеллигенция находилась таком замороженном состоянии».
Роман Балян собрал в этой картине просто блестящий актерский состав. Олег Табаков уже снимался у него в «Каштанке».
Людмила Гурченко не очень удачно прошла кинопробы, но очень хотела сыграть Ларису Юрьевну. Она обещала режиссеру не переигрывать и четко следовать его требованиям. Снять именно ее в этой роли Балаяну посоветовал тот же Михалков.
Жену Сергея Макарова в фильме сыграла супруга Олега Янковского — Людмила Зорина. Олег Иванович убедил режиссера, что этот факт придаст особый колорит фильму. Олег Меньшиков, Любовь Руднева, Людмила Иванова, Елена Костина — все актеры были подобраны просто идеально. А вот персонажа Александра Адабашьяна, которого озвучивал Юрий Богатырев, в фильм решили ввести спонтанно.
Снимали фильм слаженно, без конфликтов. Балаян не давил на актеров, а для придания особого настроения он часто включал на съемочной площадке музыку из фильма « 8 с половиной».
Да, в самих «Полетах во сне и наяву» тоже звучит очень красивая музыка написал которую композитор Вадим Храпачев. Вадим Юрьевич написал музыку к полусотне фильмов, в том числе и к таким известным картинам, как «Старая крепость», «Храни меня , мой талисман», «Одинокая женщина желает познакомиться».
Фильм сняли быстро, а вот худсовет не хотел его принимать. Было много нареканий. В том числе и на безыдейность главного героя. Что он врет коллегам, жене, не навещает родную мать. Самых разных замечаний была масса, придирались чуть ли не к каждому фрагменту.
Из интервью Романа Балаяна :
» Например, в фильме есть кадр, где главный герой бежит по полю к стогу сена. А на нем кроссовки с красной подошвой. Критик писал: «Это не просто подошвы – это красные подошвы. Потому что у него горит земля под ногами!»
А я вспоминаю, как на площадке орал на реквизитора: «Дура, ты что, не могла найти обувь с нормальными подошвами?!»
Начальники все заседали, совещались, но в итоге картине все — таки выдали прокатное удостоверение. Но присвоили фильму вторую категорию. А что значит вторая категория? Это ограниченный прокат. И не в столице фильм покажут, а в провинции.
17 января 1983 года «Полеты во сне и наяву» впервые показали на большом экране.
Но в небольших городах страны. Интерес картина вызвала и за рубежом, ее закупили десятки стран. На Западе ленту Балаяна считали настоящим артхаусом, ее показали на Каннском фестивале (вне конкурса). Вскоре началась горбачевская перестройка, многие запреты в кино были сняты. «Полеты во сне и наяву» вышли в повторный прокат. На этот фильм в кинотеатры стояли очереди, его обсуждали в прессе, сравнивали с «Осеним марафоном», обсуждали кризис среднего возраста и тему «лишнего» человека в кино и литературе.
А в 1987 году Олег Янковский, Роман Балаян, Виктор Мережко и оператор картины Вилен Калюта были награждены за свой труд Государственной премией СССР.