Чехова в советское время экранизировали регулярно, но до середины 1950- годов по большей части неудачно. Вместо глубокого чеховского психологизма зрители видели кричащие полотна, где непохожие на героев произведений актеры использовались для внешнего комизма, а сюжеты представлялись поверхностно, и использовались для развлечения публики. Такое положение дел на страницах советских газет критики, но долгое время ничего не менялось.
Снятый в 1955 году фильм Самсона Самсонова «Попрыгунья» стал той самой ложкой меда в бочке дегтя. Кинолента сразу после премьеры привлекла внимание критиков и зрителей.
«Попрыгунья» оказалась первой советской кинолентой, максимально приближенной к литературному оригиналу. До фильма это произведение долгое время показывали на сцене Театра киноактера.
Что это дало для фильма? Репетиции, на которых талантливые актеры оттачивали роли, доработанный текст, это позволило увидеть в этом произведении Чехова и представить его зрителю. Но был и минус – фильм оказался излишне театрализованным, есть тут часть сцен, увидев которые, зритель может подумать, что попал в театр.
Авторы фильма «Попрыгунья» следовали не только за мыслью, но и за стилем Чехова. Несмотря на всю четкость позиции человека, не признающего пошлость и все, что унижает человека, писатель все-таки никогда не давал разоблачительных характеристик. Его герои – это слабые и поверхностные люди, а вовсе не чудовища. Они страшны именно своей поверхностью.
Фильм этот выдержан в духе фирменной сдержанности Антона Павловича. Это отражено в психологически тонких актерских работах, в мягкой операторской работе и в точном подборе сцен и диалогов, которые были прописаны специально для фильма.
Людмила Целиковская, сыгравшая главную роль, предстает в кадре изящной и легкой, она подчеркивает жестокость и равнодушие своей героини к любящему прекрасному человеку. Она бежит по жизни, не умея останавливаться, чтобы понять и принять ее истинные ценности.
Дымова и Рябовского играют Сергей Бондарчук и Владимир Дружников. Своих героев известные актеры представили прямолинейно по сравнению с тем, как они представлены в рассказе.
Дымов в исполнении Бондарчука – самая интересная роль фильма. Образ получился намного глубже и крупнее, чем в рассказе. Все то, что у Антона Павловича прочитывалось в подтексте, в исполнении Сергея Федоровича оказалось ярче и определеннее. Актер не демонстрирует благородство своего героя, а создает тонкий психологический портрет героя. Этот образ стал центральным в фильме. Прекрасная актерская игра.
Герой Дружникова художник Рябовский напротив теряет свою многогранность и показан самовлюбленным позером.
Глубокая и вдумчивая работа всего творческого коллектива позволила создать интересный фильм с чеховским настроением скорби и непримиримости к обывательству, которое губит своей бесчеловечностью все прекрасное.
В 1955 году фильм «Попрыгунья» получил приз на Венецианском кинофестивале и успешно прошел в прокате в разных странах.