65 лет назад на свет появилась Ира Кораблёва. В кино она попала старшеклассницей: сыграла эпизод в детском фильме «Чудак из пятого «Б».
Режиссеры сразу заприметили симпатичную девочку и стали ее снимать. «Мои дорогие», «Вы мне писали…» и, наконец, она оказалась в руках Владимира Меньшова, попав в его полнометражный дебют — «Розыгрыш».
Иру стали называть самой красивой школьницей советского кино.
Потом была «Москва слезам не верит» того же Меньшова. Казалось, Кораблёвой открыта прямая дорога в театральный. Но… что-то пошло не так.
— Какая ты красивая, Ир, — несколько лет назад восхищался ее партнер Александр Жильцов (например, в «Москве…» он сыграл Никиту — бойфренда Александры), ставший ветеринаром. — Но, как же жизнь быстро проходит. Вчера ещё на «Мосфильме» бегали и смеялись. Такая светлая грусть….
Первое место
Несмотря на то, что диплом актрисы Кораблёвой получить не удалось, именно в Щукинском училище она встретила, пожалуй, самую большую любовь своей жизни — Николая Березина.
Вскоре они поженились. Думали, раз и навсегда.
Вслед за супругом Ирина отправилась в Ленинград, где Березин устроился в театральную студию — уже тогда он понимал, что сценическая режиссура его волнует больше, чем актерство. Чуть больше. Актером он был тоже отменным.
— На нас, придурковатых страдальцах, Николай испытывал все свои режиссерские примочки, — вспомнила ученица студии Светлана Никитина. — Мы получили первое место, среди многих коллективов, благодаря усердию и таланту Березина, будущего народного артиста России. Директор выписал нам премию, в профкоме еще копеек ссудили. И всему коллективу театральных дилетантов хватило на поездку по Ладоге, на Валаам. Ира поплыла вместе с нами.
По словам тех, кто был в том путешествии, Кораблёва (они ее знали под фамилией мужа) отличалась чрезмерной скромностью, никак не выпячивала то, что снималась в кино.
— Мы видели спектакли с участием Иры в ленинградском Театре Ленинского комсомола и никогда не замечали малейшего следа отблеска ее славы и известности — даже не догадывались о таких успехах в кино, — говорят бывшие студийцы.
Отец
В 1986-м, когда Николай Березин заочно окончил режиссерский факультет Щуки, его назначили главрежем Русского драмтеатра Башкортостана в Уфе.
Ирина не захотела ехать с супругом.
Он не захотел остаться.
И все рухнуло.
В 1990-м Березин оказался в Чите, где стал поднимать Забайкальский краевой театр. Его позвали туда «годика на два», но они растянулись на 21.
С приходом Березина театр будто заново родился. В нового худрука влюбились все.
— Он был нам как отец родной, — делятся актеры Забайкальского.
Влюбились все, а сам он потерял голову от актрисы Татьяны Смирновой, которая была моложе его на четыре года и воспитывала дочь.
В Забайкальском театре все яркие роли — ее.
Свадьба не заставила себя долго ждать.
— Общих детей у них не получилось, но Березин относился к Таниной Ксюше как к родной и фамилия у Ксюши Березина. Николай Алексеевич до безумия обожал ее сына Павлика, считал своим внуком, почти не спускал с рук. Хотя у Березина были и свои дети и внуки, — рассказала актриса забайкальского Светлана Алфёрова.
В конце ноября 2011 года на гастролях в Иркутске сердце Березина остановилось.
— Открылось внутреннее кровотечение. Он был срочно госпитализирован и помещен в реанимацию, где и скончался, — сообщила тогда Алла Смирнова, заместитель председателя Читинского отделения Союза театральных деятелей России.
Пост худрука занял его друг-актер Сергей Юлин, первый муж «интердевочки» Елены Яковлевой.
Тяжелые воспоминания
Березина похоронили рядом с родными на Ваганьковском кладбище в Москве. В столицу переехала Ксения, а следом и ее мама — вдова режиссера. На могиле бывшего видели и Ирину Кораблёву.
Одно время судачили, что она живет в Ярославле, преподает в колледже русский язык и литературу. Сама Ирина о прошлом вспоминать не хочет. Люди из ее окружения считают, что эти воспоминания ее сильно ранят.
— Что-то такое нехорошее произошло у них с Березиным, что Ира долгие годы пыталась забыть, но помнила. Из-за того, видимо, не сложилась и актерская карьера, а Ира очень хотела быть актрисой, — подмечают. — Она светлый, но закрытый человек. Никогда в душу даже близких не пустит.