Пятнадцать лет назад не стало Александра Абдулова. Фильмы с его участием мы традиционно пересматриваем в новогодние каникулы — добрые музыкальные сказки «Чародеи», «Обыкновенное чудо». Он и сам был человек-праздник, актер с необыкновенной харизмой, обаянием и талантом.
Принц и противник д’Артаньяна
Высокий, стройный, спортивный — казалось, он был создан, чтобы играть романтических героев и принцев. Собственно, таким и стал его Медведь в «Обыкновенном чуде». После этой роли Абдулова узнала и полюбила вся страна.
На спектакли с ним шли тысячи поклонниц, ему писали письма с признаниями в любви, а их с Ириной Алферовой пара считалась самой красивой в актерской среде.
Но он старался разнообразить амплуа. Снимался невероятно много и ради хорошей компании на площадке соглашался на крохотный, почти незаметный эпизод. Когда в очередной раз по телевизору будут крутить «Трех мушкетеров», обратите внимание на сцену поединка с гвардейцами в самой первой серии. В роли одного из безымянных противников д’Артаньяна выступает Абдулов. На экране он появляется меньше чем на минуту — но уж больно хотелось сняться с товарищами в лихой истории!
Тандем с Говорухиным
Он дружил со Станиславом Говорухиным. Тот с удовольствием давал ему роли, которые выбивались из традиционного амплуа кинокрасавца. В картине «Место встречи изменить нельзя» Александр Гаврилович сыграл одного из бандитов. Причем его изуродовали гримом: нарисовали родимое пятно на пол-лица, за что некоторые поклонники актера всерьез обиделись на режиссера.
В картину не вошел один яркий момент — в сцене ночных посиделок банды «Черная кошка» Абдулов берет гитару и начинает что-то наигрывать. А на съемках он действительно спел какую-то лихую дворовую бандитскую песню, которых он, мальчишка-шалопай, выросший в далекой Фергане, знал множество. Но хулиганский блатной шансон советская цензура не пропустила!
У Говорухина Абдулов сыграл несколько харизматичных злодеев: Боб Деготь в ленте «В поисках капитана Гранта», Доул в «Тайнах мадам Вонг» (к этому фильму режиссер написал сценарий).
Одна из последних ролей — наивный пролетарий Босякин в камерной комедии «Артистка». Простой работяга, безнадежно влюбленный в соседку по коммуналке, неудачливую актрису. В этой роли были и трагизм усталого одиночки, и жизнелюбие, и широта души. Абдуловский Босякин всегда готов прийти всем на помощь, не дурак выпить, но при этом — чистая душа. Получился автопортрет: в актерской среде знали, как Александр Гаврилович ценит друзей, которые постоянно собирались у него дома, где их всегда ждал накрытый стол.
Любимые женщины и главные роли
А еще у него были две самые обожаемые женщины. Мама, которую артист перевез в Москву и трогательно о ней заботился. И долгожданная дочка Женя, которая родилась меньше чем за год до его смерти. Он в ней души не чаял, видя в этом крохотном существе главный смысл своей жизни.
У него были и киношные, и театральные прорывы. Чего стоит, например, роль в драме Натальи Трощенко «Сошедшие с небес». Абдулов и Вера Глаголева сыграли пару молодых фронтовиков, которые пытаются после войны построить семью.
А в финале вдруг выясняется, что они оба были расстреляны фашистами. И все, что мы видим на экране, — лишь мимолетное видение за секунду до гибели.
В фильме «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны» Александр Гаврилович создал образ смертельно больного раком художника, не желающего оставлять в сердцах своих друзей печаль и тоску. Фактически это оказалось завещанием артиста, который тоже боролся со страшной болезнью.
До последнего
Страстный футбольный болельщик, Абдулов всегда смотрел матчи «Спартака» и был невероятно удивлен, когда увидел по телевизору, что спортсмены вышли на поле в майках с его портретом. Дело в том, что накануне в прессе сообщили о недуге актера — и так команда решила поддержать его.
И он не опускал руки — приезжал в родной «Ленком» на репетиции, за несколько недель до кончины отыграл первый показ «Женитьбы» Кочкарева. Работал, не щадя себя, и просил Марка Захарова ни в коем случае не снимать его с роли.
Отпевали его в церкви, на восстановление которой он жертвовал средства. Абдулов никогда этим не кичился, не рассказывал ни журналистам, ни поклонникам — о его благотворительности знали только самые близкие друзья.