Разные в жизни, но единые в творчестве. Андрей Миронов и Анатолий Папанов ушли от нас почти вместе

Сегодня, в день рождения Андрея Миронова, хочется вспомнить не только любимого актёра, но и его коллегу и старшего товарища Анатолия Папанова.

Многие историки утверждают, что они в повседневной жизни были друзьями. Но их современники, которые близко знали актёров, говорят об обратном.

У Миронова и Папанова были прекрасные отношения на сцене и на съёмочной площадке, и… никаких отношений вне работы.

Известно, что Анатолий Папанов за четверть века их знакомства ни разу не был в гостях у Андрея Миронова дома. И Андрей Миронов за двадцать пять лет совместной работы тоже ни разу не побывал в доме Папанова.

То есть назвать их друзьями в классическом смысле не получается. Но на работе у них были очень добрые и даже доверительные отношения. Никто не помнит, чтобы эти актёры, которые очень часто играли в дуэте, когда-нибудь между собой ругались или даже спорили.

Это многих удивляло, так как они были абсолютно разными людьми. У них были разные образы жизни, они имели противоположные темпераменты, совершенно не совместимые с точки зрения психологии характеры, и к тому же из кардинально разных поколений.

Несмотря, что у них была разница в возрасте всего 19 лет, Папанов прошёл все ужасы войны, а Андрею Миронову в День Победы было всего 4 года.

Они сблизились в 1962 году, когда 21-летний Миронов был принят в основную труппу театра Сатиры, а 40-летний Анатолий Папанов к тому времени был уже заслуженным артистом РСФСР и одним из ведущих актёров театра.

По логике, бывший фронтовик, который сам строил свою карьеру и самостоятельно добивался успеха, должен был как минимум, невзлюбить этого «маменькиного сынка», который попал на сцену знаменитого театра по протекции своих известных родителей, и сам к тому времени ещё ничего собой не представлял. Кроме пижонства и богемности, которые в молодые годы просто сочились из Андрея.

«Бриллиантовая рука» (1968).

Он был ярким представителем «золотой молодежи» хрущевской оттепели со всеми сопутствующими признаками: стиляга, поклонник западной музыки и западного образа жизни, любитель шумных вечеринок и красивых девушек.

А Папанов был обожжённый войной человек, которые был лишен этой самой молодости и в годы Миронова в окопах под пулями был вынужден сразу стать взрослым. Он сторонился весёлых и шумных компаний, а после работы всегда спешил домой к жене и дочке.

Но с первых же дней между ними установились очень добрые и даже близкие отношения, которыми в первую очередь очень дорожил Андрей.

Сцена из спектакля «Доходное место» (1967).

Не секрет, что первые пару лет над Мироновым в театре часто подтрунивали, относились к нему снисходительно, насмехались и разыгрывали, иногда достаточно жестоко. Поэтому поддержка старшего товарища для молодого актёра дорогого стоила.

Это заметил и режиссёр Валентин Плучек, который в спектаклях стал ставить их в актёрские дуэты. И что удивительно, эти абсолютно разные актёры, которые вне театра никогда не общались между собой, на сцене понимали друг друга без слов, всего лишь с одного взгляда и мастерски разыгрывали всё, что хотел от них режиссёр.

В спектакле «У времени в плену» (1970).

Позже это заметили и кинорежиссёры, поэтому не случайно, что у Папанова и Миронова такие блистательные совместные работы в кино.

Интересно, что за двадцать пять лет совместного творчества они никогда не комментировали свои отношения, да и вообще друг друга. Когда журналисты напирали, то оба отвечали односложно и коротко.

Вот, например, цитата из интервью Анатолия Папанова корреспонденту журнала «Советский экран» в 1978 году. Обратите внимание, что ответ актёра был не намного длиннее вопроса журналиста.

Вопрос: «Ваш частый партнер на экране и на сцене — Андрей Миронов. Как складываются ваши отношения в жизни?»
Ответ: «Это замечательный актер, для меня большая радость играть вместе с ним. А в жизни… мы ведь из разных поколений. Отношусь к нему как к необыкновенно талантливому коллеге»
И это всё о своём многолетнем партнёре.

Примерно так же уважительно и также коротко говорил о Папанове и Миронов.

Между тем на сцене и на съёмочной площадке они были почти неразлучны. Если Миронов в «Ревизоре» играл Хлестакова, то городничим был Папанов. А ещё: Гаев и Лопахин в «Вишнёвом саду», Шафер и Баян в «Клопе», Сысоев и Всеволод «У времени в плену» и, наконец, Чацкий и Фамусов в «Горе от ума».

Спектакль «Вишнёвый сад» (1984).

В кино этот дуэт также давно известен всем любителям советских фильмов. Совершенно разные кинорежиссёры поручали им разные задачи, а они блистательно с ними справлялись.

«Берегись автомобиля» (1966).
«Бриллиантовая рука» (1968).
«12 стульев» (1971).

5 августа 1987 года в своей квартире внезапно скончался Анатолий Папанов. В доме отключили горячую воду, а Анатолий Дмитриевич захотел принять душ после съёмок на «Мосфильме». Сердце 64-летнего актёра не выдержало холодной воды, и он скончался прямо в ванной комнате.

Это был шок для всех, и особенно для Андрея. Через три дня в театре должны были играть «Ревизора» и все билеты были проданы. Администрация предложила зрителям вернуть билеты в кассу. Но ни один билет не был сдан. Андрей Миронов, воздавая честь ушедшему актёру, отыграл спектакль, сыграв сразу две роли: Хлестакова за себя и Городничего за своего многолетнего партнёра. И это было восхитительно! Но все заметили, что Миронов был подавлен потерей Папанова.

Сцена из спектакля «Ревизор», сыгранного ориентировочно за год до кончины актёров.

Тогда никто не мог предположить, что всего через неделю не станет и самого Андрея.

14 августа он потерял сознание прямо на сцене Рижского театра во время гастрольного спектакля, а 16 августа, не приходя в сознание, скончался.

Такая неожиданная почти «совместная» кончина даёт повод предположить, что между этими людьми существовала некая космическая связь. Хотя, по утверждению современников, они не были даже друзьями…

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Разные в жизни, но единые в творчестве. Андрей Миронов и Анатолий Папанов ушли от нас почти вместе