Такое часто бывает и не только в кино. Творит мастер шедевр за шедевром. Но годы идут, время меняется — мастер не может идти в ногу со временем. Да и возраст берет свое…
Так что надо вовремя остановиться. Но не у всех это получается.
Конечно, лучший фильм или худший — весьма спорный вопрос. Как говорится, «один любит арбуз, другой свиной хрящик». Но какую-то общую шкалу оценок можно определить. К примеру, на сервисе «Кинопоиск» в течение достаточного продолжительного времени зрителями выставляются оценки просмотренным фильмам. Вот на среднюю оценку оттуда и будем ориентироваться.
Только отбросим сначала несколько фильмов перестроечной и постперестроечной эпохи советского кинематографа, они никому не известны сейчас, как никто их не смотрел и в год создания.
Но прежде, чем назвать худшую картину, я бы хотел для разогрева рассказать о картине, занявшей почетное второе место с конца, тем более она напрямую связана с победителем антирейтинга.
Итак, в 1960 г. на экраны страны вышла очередная комедия Григория Александрова «Русский сувенир». Как обычно, в главной роли — его жена, звезда кино Любовь Орлова.
Григорий Александров к тому времени обладатель всех возможных званий и наград, признанный классик советского кино. Ну а Орлова — без оговорок, лучшая актриса нашего кино.
Фильм рассказывает о самолете с иностранными туристами, совершившим вынужденную посадку в советской Сибири. Достижения советского строя так поражают капиталистов, что к концу картины они полностью перевоспитываются.
Но время сталинских фильмов-агиток давно прошло. А Александров так и продолжил снимать в том же духе, как и довоенный «Цирк». Но теперь это воспринималось как фальшивая лубочная картинка об успехах социализма.
К тому же Любовь Орлова никак не хотела уходить от образа, принесшего ей признание миллионов. Вспоминает Элина Быстрицкая, также игравшая в этом фильме:
«Никогда не забуду, как Любовь Орлова, которой тогда было под 60, снималась в фильме „Русский сувенир“, где играла девушку лет двадцати пяти. Это было тяжкое зрелище, и фильм справедливо провалился».
Фильм действительно провалился, залы были пустые, зрителей не привлекли даже громкие имена создателей фильма.
Любовь Орлова после этого уже не рисковала участвовать в съемках. Да и Григорий Александров прекратил работу в игровом кино.
До поры до времени.
Вот тут-то мы и подобрались к №1 антирейтинга.
Прошло более 10-ти лет и великий режиссер решил снять шпионскую ленту «Скворец и Лира». И вновь в главной роли Любовь Орлова. Естественно из этой затеи ничего хорошего выйти не могло. Вышло все очень плохо, именно эта картина замыкает рейтинг советских картин, став таким образом худшим советским фильмом.
Вновь Любовь Петровна (которой к тому времени уже было за 70) играла женщину гораздо младше себя. И никакие ухищрения при съемках, как ни старался ее муж, не могли омолодить заслуженную актрису. Злые языки тут же обозвали картину «Склероз и климакс».
Прокатная судьба этого фильма была еще более печальна. Вернее, до кинотеатров он просто не добрался. Говорят, Любовь Орлова так расстроилась на предпремьерном просмотре, увидев свою героиню, что была категорически против проката. Впрочем, кинематографическое начальство было с ней полностью согласно и фильм благополучно «ушел на полку».
Лишь в 90-е годы ленту «Скворец и Лира» увидел широкий круг зрителей. И от этих простых зрителей последняя работа великой актрисы получила крайне низкие оценки.
«Сняться в плохом фильме — всё равно что плюнуть в вечность.»
Остроумная Фаина Раневская весьма метко выразилась на эту тему.
Так, например, извечная соперница Орловой по сталинскому кинематографу Марина Ладынина верно почувствовала момент ухода. Снявшись в 1954 г. в «Испытании верности», она, прожив еще полвека, более никогда не появлялась на экране.
Ну а последние работы Алесандрова-Орловой, несмотря на их низкий художественный уровень, никак не умаляют их предыдущих достижений.
И конечно, эти две неудачные картины представляют определенный интерес для исследователей творчества великой актрисы.