Мне кажется, что режиссёры сильно рискуют, когда приглашают на главные роли малоизвестных или совсем неизвестных актёров. Советский режиссёр Яков Сегель пошёл именно таким путём.
В 1960 году он снял по собственному сценарию фильм «Прощайте, голуби». На главные роли Яков Сегель пригласил дебютантов: Алексея Локтева и Светлану Савёлову.
Алексей Локтев
Алексей Локтев в это время был студентом ГИТИСа, который он закончил спустя два года. Несмотря на такой успешный дебют, его кинокарьера так и не сложилась. Впоследствии актёр работал в московских театрах, а также пробовал себя в качестве режиссёра.
В данном фильме роль Гены Сахненко ему вполне удалась, и я думаю, что Яков Сегель остался доволен его работой.
Для меня осталось загадкой, почему в титрах было написано «Леша Локтев», а не «Алексей Локтев». Могли бы для симметрии написал «Света», а не «Светлана». Несомненно у Якова Сегеля были какие-то мысли по этому поводу. Но вот какие?
Светлана Савёлова
Светлана Савёлова тоже была дебютанткой в этом фильме. Однако в отличие от Алексея Локтева, учившегося в театральном ВУЗе, Светлана Савёлова вообще нигде не училась в это время. Она работала в аптеке. Вот как эта история изложена в Википедии:
В 1960 году в Ялте проходил подготовительный период к съёмкам фильма «Прощайте, голуби». Режиссёр фильма Яков Сегель никак не мог подобрать актрису на главную роль простой девушки. Начали снимать без неё, а Сегель отправился в Севастополь на поиски натуры. У режиссёра болела голова, он зашёл в аптеку и там за прилавком увидел юную Савёлову, лишь год назад окончившую школу. У неё не было актёрского опыта, но именно это устроило режиссёра.
Как и у Алексея Локтева, кинокарьера у Светланы Савёловой тоже и не сложилась. За короткий период с 1960 по 1968 год актриса снялась всего в семи фильмах. Наиболее запомнившейся зрителям была её роль в фильме «Семь стариков и одна девушка».
Фильм о любви и о юности
У режиссёра получилась вполне приличная мелодрама о первой любви юноши Гены и девушки Тани. В фильме хорошо передан аромат того времени и различные бытовые детали тех лет. Прощание с голубями — это прощание с юностью.
В фильме нет каких-то острых конфликтов, которые могли бы помешать их совместному будущему. Немного странным мне кажется, что положительный герой оказался некомсомольцем, но по ходу фильма в комсомол он всё же вступает.
Некоторое волнение Таниной мамы по поводу судьбы дочери не сможет разрушить их отношения.
В отличие от 70-х годов в 60-е годы положительные герои должны были куда-то уезжать из дома, чтобы что-нибудь строить или осваивать. Генка вступил в комсомол и уехал, а Таня осталась одна. Но она должна к нему приехать.
Спустя менее чем 15 лет всё изменилось с точностью до наоборот. На стройки уезжали уже отрицательные персонажи. Недавно я рассказывал о фильме «Честный, умный, неженатый». Так вот главный герой фильма становится отрицательным персонажем только потому, что он уехал на стройку.
Савелий Крамаров и Валентина Телегина
Савелий Крамаров и Валентина Телегина были такими актёрами, роли которых хорошо запоминались, даже если фильм не становился шедевром.
Крамаров играет шалопая Ваську, который представлен антиподом Геннадию Сахненко. У Генки есть возвышенные цели, а у Васьки они не проглядываются.
Валентина Телегина играет маму главного героя. Это была её вторая работа у Якова Сегеля. В фильме «Дом, в котором я живу» она тоже сыграла маму главного героя.
Сцена в музее
Сцена в музее с костью мамонта на переднем плане вообще лишняя в этом фильме. Зрителям и так понятно, что Геннадий положительный герой и будет жить правильной жизнью.
Он не собирает незаконные поборы с жильцов, защищает младших во дворе, вежлив и обходителен со всеми, тушит пожар, вступает в комсомол, едет на комсомольскую стройку. Разве этого недостаточно для положительного образа молодого человека начала 60-х годов.
Оказалось, что недостаточно, и они впихнули в лирический сюжет сцену в музее. Создатели не ограничились костью мамонта, но и провели влюблённых по другим залам музея.
Нравоучительный тон экскурсовода и замирание главных героев перед с книгой с портретом Ленина совершенно разрывает лирическое повествование ненужной сценой.
Так и хочется после просмотра этой сцены встать и сказать: «Всегда готовы!».
Финал
Честно говоря, сам финал мне тоже не очень нравится, но он хотя бы логичен. Генка хотел уехать, и вот он уехал. Остаётся надеяться, что Таня к нему тоже приедет, но это не факт.