Роль Сани Григорьева в «Двух капитанах» стала самой яркой в фильмографии Александра Михайлова. В 1955 вдохновляющую на подвиги историю любви посмотрело 32 миллиона человек. Но картина принесла актёру не только славу, но и разочарование…
В школе Саша был бойким «общественником», руководил и одновременно играл в драмкружке. В 1940 поступил во ВГИК, закончил первый курс и уехал в Свердловск возводить оборонное предприятие. Но проработал там недолго. Был срочно направлен в Сталинабад на съёмки патриотической картины «Мы с Урала», где дебютировал на экране в одной из главных ролей.
В 1944 поступил в школу-студию МХАТ. А после завершения учёбы стал штатным актёром московского ТЮЗа. Там на сцене детского театра он впервые сыграл Александра Григорьева в «Двух капитанах «. Постановка шла при полном аншлаге. Но Михайлов грезил о подмостках МХАТа.
В 1953 его мечта осуществилась. Руководство театра как-то раз подыскивало актёра с лирико-романтическим амплуа. Его приняли в труппу и доверили главные роли в нескольких спектаклях. Но всё пошло не так…
Уже несколько лет МХАТ находился в кризисе. Режиссёры вереницей сменяли друг друга. Александр играл Лермонтова, принца Флоризеля… , но спектакли большого восторга у публики не вызывали. Вскоре его перевели на роли второго плана…
В середине 50-х Владимир Венгеров приступил к экранизации «Двух капитанов». Он без проб утвердил Михайлова и в своём выборе не ошибся. Премьера произвела фурор! Фильм украсили звёзды советского экрана Татьяна Пельтцер, Евгений Лебедев, Бруно Фрейндлих и, конечно, красавица-балерина Ольга Заботкина, сыгравшая Катю Татаринову.
После шумного успеха Михайлов ожидал интересных предложений. Но не случилось… Режиссёры, спекулируя на прошлом успехе “Двух капитанов”, предлагали играть “настоящих советских людей», почти сказочных персонажей. Александр отбивался как мог и был разочарован. С начала 60-х его карьера в кино и театре застопорилась. Лучшие роли остались позади.
В жизни он мало был похож на своих смелых, жизнерадостных киногероев. Это был скрытный, малообщительный, и даже немного неуверенный в себе человек. Коллеги понятия не имели чем он жил вне театра.
Первый брак Александра с костюмером Натальей Ефановой закончился трагически. Он рано овдовел и потерял дочь. Несколько лет жил один, а потом женился второй раз на актрисе МХАТа Анне Горюновой. Вместе они вырастили сына Анатолия. Этот союз стал для актера тихой гаванью и надежным тылом.
На рубеже 70-х новым худруком МХАТа назначили Олега Ефремова. Они знали друг друга давно — вместе играли на сцене детского театра. Отношения долгие годы были дружескими. Но когда в конце 80-х МХАТ разделился, Ефремов не включил Михайлова состав труппы. Мол штат раздут, всех не возьмешь…
Он вынужден был перейти под крыло Татьяны Дорониной. Но и тут ролей для него не оказалось… После трехлетнего простоя Александр покинул театр, и стал жить только заботами своей семьи.
Жизненные потрясения подорвали его здоровье, за которым он не слишком следил. Актера уже давно беспокоили боли, а он всё тянул с походом к доктору. А когда обратился, лечить онкологическое заболевание было уже поздно. Александра Александровича не стало весной 1992. Он тихо ушел в окружении близких на 70-м году жизни.