«Шли бы вы отсюда, актриса из вас никакая». История «железного» худрука «Современника» Галины Волчек

Как вы думаете, правы ли те, кто называет Галину Волчек матерью театра «Современник»? Да, создал его Олег Ефремов. Но сохранила и обеспечила будущее именно Волчек, более пятидесяти лет отдававшая «Современнику» всю себя.

Девочка с Полянки
Дочь оператора и сценариста, Галина выросла в доме, где, по ее словам:

Жила вся советская кинематография. Эйзенштейн сажал нас, детей, на колени. Ромм стал целой планетой моего взросления
Вне этой среды Галя свою жизнь не представляла, и после 8 класса, сдав экстерном экзамены за 10-й, пошла поступать в Школу-студию МХАТ. Она пришла на экзамен в мужском пиджаке, решив компенсировать оригинальностью нехватку красивого платья, на которое попросту не было денег. Кто-то из проходящих по коридору преподавателей шепнул ей:

Шла б ты, милая, домой. Никогда из тебя актрисы не выйдет

А что вышло?
Она поступила, с первого раза. Впрочем, «доброхот» был по-своему прав – успешной актрисы из нее действительно не вышло. Хотя ни в одной из своих немногочисленных ролей Волчек «борозды не портит» – актерская глубина и техничность безупречны. Внешность невыигрышная, «не цепляет»… По собственной же беспристрастной оценке Галины Борисовны:

Всегда понимала, что некрасива, что мой облик совершенно не соответствует моему собственному пониманию того, какой должна быть актриса.
Но как режиссер и художественный руководитель театра она не просто состоялась – была прекрасна! В том числе, и внешне. Одухотворенность и творческая сила сквозили в каждой «черточке» ее облика. Наверное, это и называется «лицо, которое человек заслужил к концу жизни»…

«Самая партийная»
Созданный Олегом Ефремовым в конце 50-х «Современник» был театром уникальным по отношениям внутри труппы и по степени творческой свободы каждого. Галина Волчек, которую из-за внешних данных нечасто занимали в спектаклях, занялась режиссурой случайно. Такие же, как она «невостребованные» решили тайно подготовить альтернативную версию спектакля «Пять вечеров», репетиции которой шли на главной сцене. Когда все было готово – Ефремов, труппа, автор пьесы пришли в восторг. Именно в таком виде спектакль вошел в репертуар, а театр обрел нового режиссера.

После ухода Олега Ефремова с частью труппы во МХАТ оставшиеся стали уговаривать Галину взять руководство театром на себя:

Меньше всего мне этого хотелось. Честно говорю. Но меня не оставляли в покое, постоянно цитируя Олега, который называл меня «самой партийной из всех». Никогда я не была членом партии… Он имел в виду мое патологически развитое чувство долга и ответственности за общее дело… Уломали в конце концов

«Современник» после «Современника»
Самыми тяжелыми были первые годы. «Сверху» продолжали давить «Современник», зарекомендовавший себя «неудобным», а снизу ползли шепотки, что без своего создателя и самой сильной части труппы театр все равно обречен. Никто еще не понимал, творческая личность какого масштаба пришла на смену Ефремову.

Галина Волчек усилила труппу за счет новых актеров. Тогда в «Современник» пришли Гафт, Ахеджакова, Яковлева и многие другие. Одна из уникальных способностей Волчек, как говорят знавшие ее – это невероятная интуитивная прозорливость, понимание внутренней сути людей. Она формировала новый коллектив «по человечку» и ни разу не ошиблась. Новая труппа сплотилась вокруг нового худрука и с прежней, «современниковской» силой начала борьбу за существование. Лия Ахеджакова вспоминала:

25 раз, подумайте, 25 раз мы пытались сдать наш первый новый спектакль «Восхождение на Фудзияму»! Кровью, что называется, харкали, создавая художественную ткань, а потом приходила группа каких-то непонятных людей и говорила «нельзя»… Мы начинали все сначала…


Они выстояли и победили, поскольку шли за своим «железным» худруком, женщиной, у которой бескомпромиссность, творческий перфекционизм, несгибаемость сочеталась с нежной заботой о каждом члене «семьи Современника». Театр стал известен по всему миру, вышел на новый уровень и при этом сохранил свою уникальную самобытность.

Сам Волчек не покидала театр до самой смерти. Даже когда здоровье совсем подкосилось, она находилась на сцена в коляске и успокаивала зрителей, говоря:

«Все со мной в порядке, куда же я денусь!»

Молодая труппа
Труппа «Современника» всегда была полностью укомплектована. Но все равно Галина Борисовна ежегодно проводила прослушивание вчерашних студентов. Сначала честно предупреждала:

Ну, вы же понимаете, что на самом деле мне никто не нужен?
А потом все же принимала одного-двух человек, в которых видела не только талант, но и потенциал полностью воспринять систему ценностей театра «Современник» и стать ее продолжателями. Она говорила:

Конечно мои «старые звезды», в том числе и те, которые уже смотрят на нас с небес – моя жизнь и любовь. Но моя надежда – это нынешние молодые, для которых «Современник» стал родным и важным. Именно они не дадут просто так повесить на его дверь амбарный замок, что бы ни случилось! Я в них верю!

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

«Шли бы вы отсюда, актриса из вас никакая». История «железного» худрука «Современника» Галины Волчек