В переводе с латышского имя этой актрисы означает «сияющая».
В неканонической красоте Мирдзы Мартинсоне всегда была особая прелесть. В 80-е годы ее называли главной латвийской красавицей советского экрана. Актриса получала тогда мешки писем с объяснением в любви, предложениями руки и сердца, ей посвящали стихи.
Особенно удавались Мирдзе Мартинсоне типажи современных красоток-иностранок. Ведь этой актрисе всегда были свойственны особенный лоск и стиль, очаровательная раскрепощенность. А весь эффектный облик Мирдзы – пухлые чувственные губы, рыжие волосы, высокий рост, походка и манеры дамы, знающей себе цену, – неизменно привносил в любой фильм с ее участием дразнящую ноту соблазна и экзотики.
Тем более любопытно узнать, что в школе Мирдза Мартинсоне была ребенком серьезным: её привлекали математика и химия. Девушка собиралась поступать в Политехнический институт на химический факультет. Но учитель математики повлиял на изменение ее решения. Учитель занимался астрологией и нумерологией. И рассчитал своей любимой ученице гороскоп, который указывал, что девушке больше подойдет творческая профессия. Мирдза поверила. И с первой попытки поступила в Народную студию киноактёра. А в 1971 году стала студенткой театрального факультета Латвийской государственной консерватории. После получения диплома была принята в труппу театра драмы им. Я. Райниса, на сцену которого актриса выходит уже 47 лет!
А еще более удивительно другое. Оказывается, признанная красотка советского кино таковою себя поначалу вовсе не считала. Мирдза долго комплексовала из-за высокого роста (на уроках физкультуры в школе ей всегда приходилось стоять в начале шеренги). Иногда рост мешал и кинокарьере. Так, в начале 1980-х Сергей Бондарчук не взял Мартинсоне на главную роль в фильме «Красные колокола» как раз из-за роста: Мирдза оказалась на голову выше исполнителя главной мужской роли.
Никто теперь не поверит, что также красотку Мирдзу когда-то очень расстраивали …ее излишне пухлые губы. «Масло в огонь подлила» пожилая актриса, с которой Мартинсоне довелось сниматься в одном из своих первых фильмов. Авторитетная дама изрекла, что иметь такие пухлые губы –неприлично и порекомендовала сильно сжимать их перед камерой. Что наивная юная Мирдза одно время и делала. Пока не получила выговор от режиссера, объяснившего актрисе, что ее чувственные губы сводят мужчин с ума. Более того, гримёрам всегда давалось указание – делать особый акцент на губах Мирдзы.
Кинематографическая страница в биографии актрисы началась в 70-е. Будучи еще студенткой, она снялась в эпизодической роли в героико-приключенческом фильме о гражданской войне «Стреляй вместо меня». Затем последовало участие в киноповести «Клав – сын Мартина», где коллегами звезды стали Лилита Озолиня и Юрис Каминскис. А спустя 5 лет режиссер Сергей Тарасов предложил ей роль леди Анны в кинокартине «Стрелы Робин Гуда». Еще была работа в шпионском детективе «Испанский вариант».
Первую в карьере главную роль Мирдза Мартинсоне получила в детективе «Смерть под парусом», снятом по мотивам одноименного романа Чарльза Сноу. В этом фильме Мирдза сыграла Тони Гилмор, девушку сына судостроительного магната. А 1982 году Мартинсоне получила одну из заметных ролей в фильме «Богач, бедняк…» о судьбе немецких эмигрантов в США по одноимённому роману Ирвина Шоу.
А настоящий успех пришел к Мартинсоне с фильмом «Мираж» в 1983-м.
В киноленте, снятой по книге знаменитого Джеймса Чейза, Мартинсоне предстала в образе рыжеволосой красавицы-авантюристки Джинни Гордон, решившейся на ограбление банка.
После выхода на экраны «Миража» Мирдза не могла спокойно ходить по улице, её сейчас же окружали поклонники, и она в буквальном смысле, раздавала автографы по 2 часа. Мирдзе доводилось оставлять подпись на фото, белых рубашках и даже почти всех частях тела. Проявления народной любви иногда оказались и вовсе неожиданными. В Ригу рыжеволосой Мирдзе писали со всего Союза. Звали замуж, а иногда даже угрожали, если она не ответит взаимностью. Впрочем, всех превзошел почитатель таланта актрисы из Сибири. Мужчина, занимавшийся научной работой и регулярно публиковавшийся в профессиональном журнале советских математиков, вдруг стал подписывать свои изыскания не иначе как «Мирдза Мартинсоне».
А вот съёмки в «Мираже» дались Мартинсоне очень непросто. Режиссёр Алоиз Бренч, известный также по сериалу «Долгая дорога в дюнах», заставлял артистку всё делать по-настоящему. Как рассказывали, Мирдзе и ее партнеру по съемкам Мартиньшу Вилсонсу, действительно, пришлось прыгать со скалы, правда, не с той, что видна в кадре, а пониже. Для страховки к ногам актеров при этом привязывали тросы, а внизу стелили мягкие маты. Также по настоянию режиссера пришлось актерам и целоваться всерьез. А красавице Мирдзе даже обнажаться. Единственное, что не позволили актрисе – самой озвучивать роль. Из-за латышского акцента. Так что Джинни Гордон говорит голосом Ирины Губановой.
По словам Мирдзы Мартинсоне, во время работы над «Миражом» она даже не думала, что этот фильм будет ее звездным часом. Ведь платили молодой актрисе совсем немного. Однако она не особенно переживала об этом тогда.
Снявшись в «Мираже», Мирдза Мартинсоне начала регулярно получать приглашения на кино-площадки. В основном это были остросюжетные фильмы. Например, «Тайная прогулка» 1985 года. Здесь Мартинсоне играет не очень привычную для нее роль литовской сотрудницы НКВД, работавшей под прикрытием в Третьем Рейхе еще до войны. Кстати, это редкий советский фильм, где можно услышать настоящий голос Мирдзы. Разведчицу актриса также сыграла в фильме 1987 года «Отряд специального назначения».
В фильмографию Мартинсоне 80-х входят также такие работы, как «Полет через Атлантический океан», «Погода на август», «Когда сдают тормоза», «Малиновое вино», «Мальчик-с-пальчик», «Нужна солистка», «Мы обвиняем!», «Охота на дракона», «Стечение обстоятельств», «Тапер», «Семья Зитаров», «В петле» и другие.
А в 1987 году имя Мирдзы Мартинсоне прогремела по стране с новой силой. Дело в том, что она решилась сняться в несколько рискованной роли в фильме «Фотография женщины с диким кабаном». Рискованной, потому что кинолента, снятая на волне перестроечных свободолюбивых настроений, имела ярко выраженный эротический окрас. Мартинсоне с ее прекрасной фигурой предстала перед зрителем полностью обнаженной, чем вызвала множество упреков. Однако подобное откровение не было нарочитым и соответствовало замыслу фильма.
Несмотря на успех «Фотографии женщины с диким кабаном», в последующие 90-е годы Мирдза Мартинсоне, как и многие актеры, почти не снималась.
Вернулась она на российские экраны уже в новом веке. Последние ее заметные кинороли в сериалах «Единственный мой грех», «Сын» «Рождённая звездой», «Алёшкина любовь».
Всего же актриса сыграла в кино более 60 ролей.
Что же касается личной жизни Мирдзы Мартинсоне, то любопытно вот что. Ее звездный фильм принёс актрисе не только всесоюзную популярность, но и личное счастье. На съёмках «Миража» с актером Мартиньш Вердиньш, который играл комиссара полиции, у нее возникла взаимная симпатия. Актеры полюбили друг друга и поженились. В браке родились сын Мартиньш Матисс и дочь Мадара. Супруги прожили 20 лет. Но, к сожалению, алкогольная зависимость Мартиньша окончательно испортила их отношения…
Еще поговаривали, что однажды Мартинсоне не устояла перед мужским обаянием литовского актера Ремигмуса Сабулиса, с которым снималась в фильме «Богач, бедняк…». Но сама Мирдза всегда утверждает, что влюбляться в партнёров по съёмкам себе категорически запрещает.
Сегодня очаровательная Мирдза Мартинсоне, несмотря на возраст, все так же энергична и привлекательна, как и прежде. Живет в Риге в обычной 3-комнатной квартире. Служит в театре. Ее большое увлечение – астрология и нумерология. Кстати, актриса считает, что именно это увлечение спасло в свое время ее мужу жизнь. Супругу должны были сделать операцию, но по расчётам актрисы, её назначили на неблагоприятную дату. Мирдза убедила врачей перенести операцию, а позже узнала о смерти пациента, которого прооперировали в тот день.
Мирдза Мартинсоне никогда ничего серьёзного не делает, предварительно не сверившись с датами в календарях… При этом свой рацион артистка сверяет с Луной: если та убывает, то можно позволить себе кусок торта; а, если Луна, напротив, растёт, актриса старается вообще не подходить к холодильнику. Говорит, что такая система срабатывает.