Советские режиссеры могли превратить в музыкальную комедию или сказку что угодно — хоть «Мушкетеров», хоть испанскую пьесу, написанную в 1618 году. Так в 1977 году на экраны вышла картина «Собака на сене» — знаменитая адаптация со звездным актерским составом во главе с Маргаритой Тереховой и Михаилом Боярским, который едва не выбыл из смелого проекта.
Разумеется, «Собака на сене» — не первый мюзикл в карьере режиссера Яна Фрида. К тому моменту он уже снял «Двенадцатую ночь», «Сильву» и «Благочестивую Марту». Постановщик сам адаптировал сценарий и отправился на съемки в солнечный Крым, который создавал неаполитанскую атмосферу.
Главные советские звезды претендовали на роль Теодоро в предстоящем проекте: в кастинге участвовали Олег Янковский и Олег Даль, но Фрид решил рискнуть и отдать роль молодому Михаилу Боярскому — у того был отличный голос и экзотичная внешность. К слову, актер к тому моменту уже был принят в проект, но в роли Рикардо.
В итоге первые дни съемок казались катастрофой. Сложно в это поверить, но харизматичный актер был невероятно скованным в кадре и робел перед коллегами по площадке. Когда режиссер уже было потерял веру в Боярского, положение спасла Терехова: артистка была уверена, что Фрид сделал верный выбор, и Боярский покажет себя. И он оправдал ожидания — после премьеры зрительницы влюбились в молодого артиста.
Кстати, роль Рикардо в итоге досталась Николаю Караченцову — и именно в этом образе артист впервые спел на экране.
К слову, на площадке не обходилось и без скандалов. К моменту съемок мюзикла Терехова была суперзвездой: когда-то она продавила собственные идеи в сценарии «Зеркала» Андрея Тарковского, и «Собака на сене» не стала исключением.
Для Фрида мюзикл был шансом снять легкую, водевильную комедию, но Терехова была решительно не согласна с этим. Артистка не раз спорила с режиссером на повышенных тонах — по воспоминаниям Боярского, она была настоящей фурией на съемочной площадке. В итоге ей удалось убедить Фрида углубить сюжет, фильм стал более трогательным и многослойным.
Один из особенно жарких споров развернулся вокруг сцены, в которой Диана бьет Теодоро по лицу, у него идет кровь. Изначально режиссер не планировал придавать особое значение этому эпизоду и предлагал просто слегка ударить героя веером.
Терехова была убеждена, что необходимо вложить в этот жест больше ярости. За поддержкой она обратилась к зевакам на улице — в Крыму тогда часто проходили экскурсии на съемочной площадке. Идею Тереховой пришлось оставить, и да, кровь на лице Боярского была самой настоящей.