Это действительно «счастливый» фильм — фильм, в котором талантливый режиссёр, наконец, нашел себя, а все мы — обрели замечательного режиссера, а с ним — целый пласт отличных музыкальных фильмов.
В это трудно поверить, но «Соломенная шляпка», снятая с подлинным зрелым мастерством, действительно была первым музыкальным фильмом Леонида Квинихидзе. Нет, фильмы он снимал и до того, но совершенно другие — о татарском поэте Мусе Джалиле, о «становлении советской дипломатии в годы гражданской войны»… Пожалуй, самым известным фильмом этого раннего периоды можно назвать «Крах инженера Гарина», хотя и он был воспринят далеко не однозначно (злые языки даже называли его «Крах режиссера Квинихидзе»). И вдруг — «Соломенная шляпка». Легкая, изящная, феерически смешная и невероятно талантливая.
Даже для избалованного хорошими фильмами зрителя это был подарок. Роскошный, изысканный подарок. Хотя, казалось бы, какое дело советскому зрителю до злоключений решившего остепениться парижского ловеласа, жуира и бонвивана Фадинара? А вот же…
По количеству звезд картина смело может претендовать на почетное место в каком-нибудь соответствующем рейтинге — актеры были счастливы изменить своим привычным серьёзным амплуа и немножко повалять дурака. (И им это удалось!) В «Соломенной шляпке» даже эпизодические роли играют актеры такого уровня, что хочется просто молча встать и снять шляпу (или шляпку. Возможно, даже соломенную.)
Андрей Миронов, Людмила Гурченко, Екатерина Васильева, Зиновий Гердт, Владислав Стржельчик, Игорь Кваша, Михаил Боярский, Алиса Фрейндлих, Ефим Копелян, Михаил Козаков… Фильм снимался на киностудии «Ленфильм», так что обилие именно ленинградских актеров было вполне оправдано.
Актерская команда собиралась вокруг двух главных звезд — Андрея Миронова и Людмилы Гурченко. Леонид Квинихидзе старался так подобрать актерский ансамбль, чтобы исполнители хорошо ладили друг с другом. Ему это более чем удалось, по воспоминаниям участников событий, съёмки были очень веселыми, а весь творческий процесс был наполнен шутками, розыгрышами и смехом. Поэтому и фильм получился таким солнечным.
Интересно, что сначала на главную роль режиссер пригласил Олега Борисова, но тот был нездоров и отказался. При всем уважении к Борисову — Миронов здесь объективно идеален.
Ну, а музыка блистательного Исаака Шварца способна украсить любой фильм. Тексты же песен написал не менее блистательный Булат Окуджава.
Кстати, список «девиц» из знаменитой песни «Женюсь» в значительной степени заимствован из завещания Портоса («Десять лет спустя»), правда, там перечисляются любимые лошади бравого барона. )))))
Сейчас уже мало кто помнит, но именно роль знаменитого итальянского тенора сделала известным до тех пор мало кому знакомого ленинградского актера Михаила Боярского.
Ну, а о том, сколько шуток и розыгрышей родилось прямо во время съёмок, актеры любили вспоминать долго — и о «нетрадиционной ориентации» Козакова, и о «золотых зубах» Миронова и о веере Фрейндлих, прикрывшем лысину Козакова… Пересказывать не буду, эти истории мусолились столько раз, что повторяться как-то не хочется.
Хорошо помню, как впервые показали этот фильм и сколько было удивления и радости. И как ждали каждого нового повторения, воспринимая его как маленький праздник. Сложно поверить, что этому фильму уже почти полвека…