Тамара Федоровна Макарова – настоящая легенда отечественного кино, «советская Грета Гарбо», прожила долгую и достойную жизнь. Ее супруг, Сергей Герасимов, неофициально назывался главным режиссером советского кинематографа. А сама Макарова имела звание Народной артистки СССР, была лауреатом Сталинских премий, Героем соц. труда.
Безупречная красавица даже в старости, Тамара Федоровна всегда отличалась величественностью, царственностью, некоторые считали ее неприступной. Этакая Снежная королева. Хозяйка Медной горы.
Многим казалось, что Тамара Федоровна происходит из высокородной семьи. Что родилась и выросла в хоромах белокаменных.
Родители актрисы аристократами не были, хотя имели дворянские корни, могли причислить себя к русской интеллигенции. Но жили достаточно скромно. Отец служил военным врачом в лейб-гвардии Царского села. В первые 10 лет жизни (как раз до Октябрьской революции) Тамара впитала самое ценное от уже уходящей эпохи: лучшие традиции русского дворянства, тонкое понимание искусства, благородные манеры.
И вместе с тем не все знают о такой неожиданной детали. Дело в том, что детство и юность Тамары прошли в самом криминальном районе Петербурга-Ленинграда: на бандитской Лиговке. Тамара прекрасно знала субкультуру малой родины. Например, на съемках «Молодой гвардии» она мастерски показывала Инне Макаровой пляску «на манер ленинградской шпаны».
К тому же юная Тамара была лично знакома с местными хулиганами. И даже подговорила их однажды испытать на прочность своего жениха, Сергея Герасимова. По её задумке, на выходе из ресторана, где проходило ее свидание с ним, будущего великого режиссера окружила лиговская шпана. Есть от чего вздрогнуть приличному гражданину, по правде сказать. Но молодой Герасимов повел себя по-мужски: удирать не стал и даже разговорился с отвязными типами. Чем и впечатлил Тамару окончательно.
Кстати, именно на Лиговке в 14 лет обожавшая театр Тамара собрала театральную «труппу», в которую вошли ее ровесники — соседские ребята. Вскоре дворовый театр радовал зрителей любительскими спектаклями. Юные артисты показали достаточно высокий уровень мастерства. Вскоре дворовый театр Макаровой официально зарегистрировали. И даже за выступления ребятам платили хлебными пайками. А это много чего значило в тяжелое голодное время начала 20-х.
Вообще, Макарова с детства готовилась к актерской карьере. Посещала хореографическое училище. Любила петь, представляя себя знаменитой Варварой Паниной.
После окончания средней школы Тамара Макарова стала студенткой актёрской мастерской Николая Фореггера. Там она, кстати, и встретила в 1924 году единственную любовь своей жизни – Сергея Герасимова.
А уже в 1926 году Тамару пригласили на съёмки фильма «Чужой пиджак». Неподалеку от «Ленфильма» ее увидела ассистент режиссера и, впечатлившись красотой и элегантностью девушки (а Тамара всегда старалась выглядеть очаровательно), пригласила сняться в кино.
В фильме «Чужой пиджак» Тамара предстала в образе соблазнительной красотки, машинистки Дудкиной. Герасимов тоже в этом фильме играл агента Скальковского, красавчика и плейбоя.
Потом неоднократно будут использовать в кино замечательную внешность Макаровой: ее утонченное лицо, загадочную улыбку, изогнутые брови, прекрасную стройную фигуру. И предлагать будут в основном роли иностранок. Например, в фильмах «Новый Вавилон», «Счастливый Кент». Кто-то из театральных педагогов скажет ей: «Жаль, с такими данными вы не сможете по-настоящему утвердиться в искусстве: ведь ваш удел – всю жизнь играть американских девушек».
Однако авторитет ошибся. Вскоре Макарова предстала на экране совсем в другом амплуа: в ролях энергичных, целеустремленных современниц.
И все благодаря своему мужу.
В 1936 году вышел фильм С. Герасимова об отважных полярниках «Семеро смелых». Съемочная группа ездила во время работы над картиной в экспедиции, стремясь воссоздать реальную среду происходящих в фильме событий. Актеры поднимались на ледники Эльбруса, жили на островах Баренцова моря, осваивали лыжный и парашютный спорт в Хибинах. Фильм вышел на экраны в 1936 году и имел оглушительный успех у зрителей. И Тамара Макарова сыграла в нем главную роль.
Воодушевленный успехом, Герасимов начал снимать фильмы один за другим, и во всех них главные роли исполняла Тамара Макарова. В 1938 году на экраны СССР вышла оптимистическая драма «Комсомольск» о строительстве на берегах Амура нового города.
В 1939 году – киноповесть «Учитель», в которой Тамара Макарова сыграла роль крестьянки Аграфены Шумилиной, ставшей благодаря образованию интеллигентной, волевой личностью. Эта киноработа актрисы была отмечена Сталинской премией.
Прямо перед самой войной Герасимов взялся за экранизацию лермонтовского «Маскарада». Макарова сыграла в этом фильме прелестную и трагическую Нину.
Актриса вспоминала потом: «Эта картина оставила во мне глубокий след. .. сам фильм сопровождался трагическими житейскими и социальными обстоятельствами…Мистика витает рядом с Лермонтовым». И это так. Взять хотя бы тот факт, что съемки фильма завершились в ночь на 22 июня 1941 года…
Снималась актриса в фильмах Герасимова и во время войны. В киноленте «Непобедимые» она сыграла главную роль. А зрителям особенно полюбилась ее Анна Свиридова в фильме о подвиге советских людей во вражеском тылу «Большая земля».
Макарова снималась не только в фильмах супруга. Оглушительный успех принесла ей главная роль в киносказке Александра Птушко 1946 года «Каменный цветок».
Ее великолепная и таинственная Хозяйка Медной горы поразила воображение не только советских зрителей. Фильм получил премию жюри Каннского кинофестиваля. А Макаровой западные продюсеры предложили сняться в голливудской кинодраме «Анна Каренина». Но, конечно, актрису за границу не отпустили.
В 1946-м Тамаре Макаровой вручили еще одну Сталинскую премию за работу в фильме «Клятва». А в 1950 году она получила звание народной артистки СССР.
Плодотворным для Тамары Макаровой были конец 40-х. Заметные ее роли в фильмах «Молодая гвардия», «Три встречи», «Повесть о настоящем человеке». Особенно зрителям полюбилась ее мудрая и чуткая учительница в киноленте «Первокласснице».
В последующие годы Тамара Макарова снималась значительно реже. И по преимуществу в проектах супруга. Среди наиболее ярких – ее работы в фильмах «Люди и звери», «Журналист», «Дочки-Матери», «В начале славных дел» и «Юность Петра».
Последней совместной работой режиссера и актрисы стала драма о последних днях жизни великого русского писателя «Лев Толстой», где Льва Николаевича сыграл Сергей Герасимов, а его супругу Софью Андреевну – Тамара Федоровна.
Несмотря на то, что кинокарьера Макаровой составляет около 60 лет (с конца 20-х по 80-е) и ею создано более 30 кинообразов, главной в своей творческой биографии актриса все-таки считала педагогическую деятельность. И это не случайно.
«Я счастлива, что выбрала себе эту профессию в педагогике, – говорила Тамара Макарова. – Главное – это воспитать в актере человека, интеллигентного человека, с широким кругозором».
Герасимов и Макарова воспитали восемь поколений известных киноактёров. Среди них такие блистательные имена как Людмила Гурченко, Зинаида Кириенко, Наталья Фатеева, Жанна Болотова, Евгений Жариков, Лариса Лужина, Сергей Никоненко, Галина Польских, Наталья Аринбасарова, Наталья Белохвостикова, Наталья Бондарчук, Наталья Гвоздикова Николай Ерёменко-младший и многие другие.
Называли в числе любимцев Тамары Макаровой и ее супруга Вадима Спиридонова, Жанну Болотову, Николая Рыбникова и Сергея Бондарчука. Именно у этих начинающих артистов Макарова видела богатое кино-будущее.
Сорок лет Герасимов и Макарова руководили объединённой мастерской во ВГИКе. Особое место в этом творческом тандеме заняла Тамара Федоровна, в 1968 году ставшая профессором учебного заведения.
Долгое время в актерской среде считалось так: если ты учишься в мастерской Герасимова и Макаровой – значит, твоя судьба устроена.
Делу преподавания Герасимов и Макарова отдавались до конца. Они были не просто педагогами, но одной семьёй со студентами. Передавали не только профессиональное мастерство. Но и становились родными людьми. На всю жизнь.
Дом Герасимова и Макаровой был всегда открыт, студентам они помогали не только советами, но и продуктами, деньгами. И нередко устраивали кинокарьеру.
Особенно трепетно Макарова относилась к Николаю Губенко, детдомовцу, потерявшему родителей в годы войны: через сокурсников она передавала ему деньги, а во время занятий «учила манерам» его и ещё двух неимущих студентов, заставляя опустошить пятилитровую кастрюлю с едой.
«Она – родная», – говорила о Макаровой Людмила Гурченко. А бывший студент актер Сергей Никоненко признавался, что был влюблен в Тамару Федоровну.
Для студенток же Макарова и подавно была живым воплощением женской красоты и утонченности.
«Она первая рассказала, какой должна быть женщина, актриса, какой должна быть походка, с ровной спиной…», – вспоминала Людмила Гурченко.
Девушки брали с Тамары Федоровны пример. Макарова учила их следить за собой. Один из секретов поддержания кожи лица и тела в тонусе – это утреннее обливание из ведра холодной водой. Актриса проводила эту процедуру, даже когда ей было 80 лет.
С приезжими из маленьких городов и деревень ученицами Макарова с удовольствием ходила по магазинам. Довольно часто она покупала им красивые платья, украшения и парфюм на свои деньги.
«Девочки, излучайте добро, улыбайтесь, тогда все у вас будет хорошо!», – говорила Тамара Макарова своим ученицам.
Сама же Макарова предпочитала классический стиль. Всегда выглядела необыкновенно элегантно: к каждому платью непременно подбиралась своя пара обуви. Наряды актрисы не изобиловали вычурными украшениями. Очень любила Тамара Федоровна украсить платье сиреневой гвоздикой. Макияж её был очень сдержанным, волосы и вовсе не красила, даже когда начала седеть.
Тамара Макарова никогда не прибегала к помощи пластических хирургов и при этом старела очень красиво. Даже после 70 лет выглядела все так же царственно и женственно. Макарова принимала старость с достоинством, никогда не боялась своих лет и не тосковала по молодости. Артистка считала: « Можно интересно проживать жизнь в разном возрасте и реализовывать внутренний потенциал».
И еще одну черту отмечали в Тамаре Федоровне: она всегда держалась подчеркнуто вежливо. Особенно с теми, чьих взглядов не разделяла. Близко знавшие Макарову люди говорили: чем приветливее Тамара Федоровна, тем непреодолимей дистанция.
Не только талант, красота, но и сдержанность, деликатность, интеллигентность явились залогом того, что Тамара Макарова на протяжении всей долгой супружеской жизни (около 60 лет) оставалась музой великого Сергея Герасимова.
Они познакомились еще в середине 20-х. в театральной студии. Вместе увлекались модными тогда танцами, особенно чарльстоном. Даже создали модный танцевальный коллектив.
Сергей Герасимов всегда восхищался женой. На его столе всегда стояла ее фото. Великий режиссер говорил, что Тамара Макарова способна была покорить своей красотой любого мужчину. Рассказывал с гордостью: она была так хороша в молодости, что, когда переходила улицу, машины останавливались, а водители просто замирали, не в силах отвести от нее взгляда. Утверждали, что Герасимов ревновал жену к режиссеру Всеволоду Пудовкину, актеру Петру Алейникову.
Более того, Герасимов ценил ум, дальновидность Тамары. Ведь это именно она в самом начале их совместной жизни посоветовала Сергею Герасимову задуматься о режиссуре. И всячески поддерживала супруга, когда его первые опыты съемки фильмов были не слишком удачными. Именно она верила в его талант больше всех.
Вместе с тем искренняя любовь к жене не мешала любовным увлечениям великого режиссера. Как известно, Сергей Герасимов, не обладая незаурядной красотой, был мужчиной неотразимым и харизматичным. Студентки сами признавались ему в любви. Да и он нередко увлекался многими их них. У него были романтические отношения со многими молодыми актрисами: например, с Н. Мордюковой, С. Светличной, Л. Виролайнен.
Удивительно как вела себя Макарова. О ее сдержанности и самообладании ходили легенды. Измены мужа она воспринимало как издержки профессии.
«Знала ли я о романах Серёжи? Не сразу, конечно, но глаза у меня открылись. Сначала мне не хотелось верить, а потом я просто смирилась. Нельзя требовать верности от человека, перед которым вечным соблазном маячат толпы актрис. Если бы пришлось всё повторить, я бы вышла за него ещё раз. Я ни о чём не жалею», – признавалась актриса.
Более того, Тамара Федоровна была уверена в том, что их союз незыблем, и что муж никогда ее не оставит.
И она была совершенно права. Великий режиссер понимал, что Тамара – его судьба, его семья, его самый лучший друг. Всегда возвращался к ней. И никогда не позволял плохого слова в ее адрес ни в глаза, ни за спиной.
Вместе Тамара Макарова и Сергей Герасимов прожили 60 лет. После потери супруга в 1985 году актриса не приняла ни единого предложения о киносъёмках, перестала преподавать во ВГИКе. Единственным, кто у нее остался, был племянник – Артур. Его еще во время войны Макарова и Герасимов усыновили. Артур стал известным сценаристом. Но в 1995 году он ушел из жизни при загадочных обстоятельствах.
Тамара Федоровна пережила супруга на 12 лет. В эти годы ею были написаны мемуары «Послесловие».
Ушла из жизни замечательная советская актриса 20 января 1997 года в возрасте 89 лет.