За свою жизнь блистательная балерина Уланова пережила нескольких вождей и смены режимов. Коллеги по сцене звали приму Великой Немой, но проблем с речью у балерины не было. Она обладала особыми чертами характера, которые помогали ей оставаться на плаву при любых обстоятельствах.
Балетное насилие
Юную Галю Уланову в девятилетнем возрасте родители силком приволокли в балетное училище. Ее отец был режиссером-постановщиком. Мать сама была балериной и педагогом. В 1919 детство Гали закончилось и начался ад, состоящий из бесконечных тяжелых упражнений и немыслимых «па».
Улановой с трудом давалось каждое занятие. Мать следила, чтобы к уроку Галя была готова по высшему разряду. Пуанты всегда подшиты заранее, волосы тщательно причесаны, одежда наглажена — отлынивать от изнуряющих занятий у Гали не было шансов.
Часто, маленькая девочка со слезами бросалась матери в объятия, просила, чтобы та забрала ее из балета, но мать была непреклонна. Конечно, женщина сомневалась, стоило ли так мучить дочь. Ее сомнения развеялись, когда она увидела выступление Галины в подростковом возрасте. Неказистая когда-то балерина летала по сцене словно пушинка.
Твердый стержень
Почему Галя так и не бросила ненавистный балет? Она не была бунтаркой и родителей уважала. А еще юная танцовщица имела такие качества как ответственность, трудолюбие и работоспособность.
Успехам в балете Улановой не было числа. Например, ее танец в «Спящей красавице» так и не смогли превзойти другие балерины. Затем было легендарное «Лебединое озеро», которое многие танцовщицы воспринимали как венец карьеры.
Превосходно танцуя, Уланова постоянно испытывала огромное недовольство самой собой. Перфекционистка всегда стремилась сделать лучше, чем в прошлый раз. Партия Джульетты в культовой постановке была улучшена Галиной до невероятной высоты. Для этой роли прима изобрела особый способ бега по сцене, который трудно было повторить. Благодаря новаторству Галину приглашали играть юную Джульетту даже в сорокалетнем возрасте.
Сам Сталин называл Уланову «Классикой» и не позволял ее трогать властьимущим. На гастролях за границей Галина старательно избегала встреч с теми, кого на Родине обозначили в качестве невозвращенцев. Уланова никогда не выражала свое мнение о политике, поэтому ее стали именовать Великой Немой.
Шоры балерины
Танцуя «Эсмеральду», балерина должна была целиться из лука в ложу, где сидел Сталин. За дерзкую выходку любимицу публики не арестовали, хотя Уланова этого ждала. Балерина понимала, что только молчание спасает ее от репрессий. Стоит открыть рот, и все награды с орденами полетят в огонь. А ее саму увезет черный воронок в ночь.
Для себя Галина выработала стратегию защиты, которую называла «Шоры лошади». Подобно тому как лошадям закрывали глаза, чтобы они без страха летели вперед, Уланова старалась не думать о режимах и их ужасах. Она полностью отдавалась танцу. Двигалась вперед, не смотря по сторонам и не глядя на прошлое.
Галина так поднаторела в показном спокойствии, что даже бровью не повела, когда ей сообщили об угоне личного авто. В зрелом возрасте ей было трудно содержать большую квартиру. Она легко и без слез переехала в жилище меньшего размера. Даже в личной жизни Уланова соблюдала принцип невозмутимости. С мужьями и любовниками старалась расставаться друзьями.
Немного о личном
Известно, что Уланова была замужем два раза. Еще трижды жила с мужчинами «гражданским браком». Самым долгим был ее союз с режиссером Завадским. С ним балерина прожила десять лет. После мирного расставания бывший супруг ходил на многие выступления Галины и продолжал восхищаться ей.
Бывали у балерины и отношения с женатыми мужчинами. Но ладить с людьми Галина умела. Поэтому у гроба своего любовника Берсенева она спокойно стояла рядом с его законной супругой.
Последним мужем балерины был художник Рындин. С ним в браке прима прожила шесть лет. В зрелые годы Уланова предпочла одиночество совместному проживанию с мужчиной. Ей нравилось быть одной. О том, что не было детей, балерина не сожалела. Еще в юности она сделала выбор между танцем и материнством. Такой выбор делали все балерины и актрисы, которые планировали целиком посвятить себя искусству.
Галина работала педагогом и всех воспитанников считала своими отпрысками. Именно Уланова учила Цискаридзе и Максимову. Ее педагогический талант ничем не уступал балетной одаренности. Со сцены прима ушла в 1960. С того момента она только преподавала.
Скончалась великая прима в 1998 году в столице. Своим лучшим другом Галина Сергеевна считала искусство. Балерина никогда не давала ярких интервью, всеми силами избегала скандалов. Не зря балерина считала, что молчание — подлинное золото.