Только я восхитилась выправкой, неутраченным с годами обаянием и работоспособностью 85-летнего Александра Збруева, как увидела на сцене — в строю! — Станислава Любшина, которому стукнуло 90.
Во дают, подумала я.
И пошла смотреть афишу МХТ имени Чехова, в котором служит актер. Скрин с его персональной страницы сделала. Цены не убираю, простите, но, по нынешним театральным меркам, не так уж они велики.
Вчера я накоротке вспоминала Андрея Тарковского. И отреагировала в телевизоре как раз на его имя. Показывали отрывки его совместной с Александром Гордоном (отцом телеведущего) курсовой работы «Сегодня увольнения не будет «, снятой по сюжету, который подсказал им руководитель мастерской, где оба учились — сам Михаил Ромм.
Еще я рассказала о том, что дочери в фильмах Тарковского предметы кажутся более живыми, чем люди.
Поэтому улыбнулась, прочитав, как Ромм спросил учеников, каким будет первый кадр в картине:
— Крупный план, сапоги стоят перед дверью.
— Съемка у вас завтра?
— Завтра.
— Предположим, что послезавтра вы попадете под трамвай. Снимите ваш кадр так, чтобы я мог принести его во ВГИК, показать студентам и сказать: «Смотрите, какой великий режиссер безвременно погиб! Он успел снять всего один кадр, но этот кадр бессмертен. Мы поместим эти бессмертные сапоги в архив».
Фильм 1958 года длится всего 47 минут, те, кто смотрел, совершенно им потрясен (я отложила для просмотра). Анонс «Кинопоиска» меня просветил: «Во время земельных работ бригада коммунального хозяйства обнаруживает немецкий склад боеприпасов, оставшийся со времен войны. 30 тонн взрывчатки пролежали в земле 15 лет. По инструкции разминировать нельзя — к ним и прикасаться опасно. Но и взрывать невозможно — вокруг жилые кварталы. Дело поручают группе капитана Галича. К 10 утра следующего дня все население эвакуируют за черту города, а в зловещем котловане семь человек начинают игру со смертью».
Это и была первая работа в кино молодого Станислава Любшина.
В картине снялся, кстати, молоденький, но уже без пышной шевелюры Леонид Куравлев.
А Любшину досталась непростая роль водителя, которому вместе с главным героем (Олег Борисов) предстояло вывезти из города по разбитым дорогам к оврагу неразорвавшиеся снаряды.
Через несколько лет после этих съемок и случилась драматическая история, о которой каждый сегодня говорит кто во что горазд. Я расскажу то, что услышала с экрана. Из-за разночтений в газетных публикациях не знаю, кому верить.
Кончаловский поделился с Любшиным тем, что собирается снимать фильм «Андрей Рублев» и предложил ему сыграть главную роль. Но — при условии, что тот будет работать только у него на площадке. И уволится из театра.
А приняли молодого Станислава, на минуточку, в труппу театра на Таганке. И одновременно он был утвержден на главную роль в фильме «Иду на грозу» (1965). Я услышала, что Cергей Микаэлян был сильно обижен на Любшина за то, что тот фактически сорвал ему съемки.
Но отыскала его интервью и обиды не увидела. Режиссер был очень увлечен гранинским персонажем:
— Его, кстати, мог сыграть Любшин. Он как раз в то время пробовался у Тарковского, однако надеялся, что успеет сыграть и у меня. Но Андрей очень интенсивно взялся за подготовку фильма, и Любшина уже не отпускал. До тех пор, пока у него неожиданно не появился Солоницын.
Не забыл однако. А вот Тарковский наоборот — забыл предупредить Любшина, что решил снимать другого актера.
И, кстати, я так не увидела, по чьей инициативе в результате Станислава Андреевича запретили снимать в кино в течение года. А у него семья, родился второй ребенок…
Ни работы, ни зарплаты. Любимов тоже нашел ему замену в театре.
В биографиях пишут, что выручило его приглашение на съемки фильма «Какое оно, море?» — но он снят в 1964 году.
В документальной ленте сказали, что спасло актера то, что Владимир Басов позвал его в многосерийную эпопею «Щит и меч».
Но фильм вышел на экраны в 1968 году.
А съемки «Андрея Рублева», как в газетах пишут, продолжались с 1966-го по 1969 год.
Если при этом учесть, что в 1965 году Станислав Любшин снялся в одном из любимейших моих фильмов «Альпийская баллада»…
В общем, точно не могу сказать в итоге, кто помог актеру.
Я думаю — талант.
Далее сказали, что после фильма «Щит и меч» актер на захотел быть заложником одной роли, и категорически отказывался сниматься в ролях офицеров — ему ближе были персонажи Василия Шукшина.
Хотя в «Монологе» он отлично сыграл увлеченного до умопомешательства молодого ученого, составив отличный дуэт с Михаилом Глузским.
Да и «Щит и меч» — один из лучших фильмов о подвиге советских разведчиков. Впрочем, фильм на самом деле о бóльшем. Смотрите и пересматривайте, посоветовала бы я нашим бывшим союзникам, эпизод, когда антифашисты из интернационального отряда по очереди кричат узникам подземного завода, который должны взорвать немцы, что им нужно отойти от решетки.
Кричат по очереди на разных языках.
— Товарищи, отойдите от решетки как можно дальше.
Поляк, югослав, чех, болгарин или румын (похожи языки восточных европейцев, не все различила), немец, русский…
Или Владимир Басов придумал всё это? И никогда такого не было и быть не могло?
А финал не могу смотреть без слез, сколько бы его ни показывали.
Жаль, здесь секундочки не хватило — когда мать его окликает. И он впервые за много лет оборачивается на свое настоящее имя.
При том, что увлечена была прозой Бориса Васильева необычайно — нет сил пересматривать «Не стреляйте белых лебедей», так жалко мне главного героя.
«Пять вечеров» — случайный шедевр. Гурченко — звезда, конечно. Но Любшин…
Одна сцена на почте всего фильма стоит. Жаль, отрывок вырезать не смогла. Да вы помните.
Не схватывает мгновение то, что он проделывает тут за две секунды.
Финальным аккордом поставлю кадр из фильма «Увидеть Париж и умереть»
Я, может, и не стала бы все это вам рассказывать, если бы случайно не наткнулась сегодня на статью — поздравление с юбилеем, в котором были подробно перечислены браки и дети актера, обстоятельства, которые, по мнению автора, всему этому сопутствовали.
И парой строк, по ходу дела — то, что принесли в нашу жизнь его герои.
И первый же комментарий под статьей начался словами:
«Вот никогда я не любила этого актера…»
И пошло-поехало.