Людмила Дмитриева родилась 9 августа 1947 года в Москве. Выступать на сцене девочка мечтала практически с детского сада. Но когда однажды, уже в выпускном классе, призналась, что хочет подать документы в театральное училище, ее мама сказала: «Нет! Сначала получи нормальную профессию, а уж потом иди куда угодно хоть в артистки!» И Люда поступила в Текстильный институт на вечернее отделение. Ра6отала в проектном НИИ, а после смены 6ежала на занятия.
В текстильном 6ыла своя театральная студия, которой руководил актер Театра Советской армии Леонид Николаевич Персиянинов. На прослушивании она так проникновенно читала монолог Катерины из «Грозы», что сама не удержалась от слез и получила приглашение. Мечта о сцене стала реальной.
В этой студии у Людмилы началась не только профессиональная и, как потом оказалось, личная жизнь. Читки, репетиции, романы… Однажды ее тогдашний кавалер пригласил на репетицию друга. Тот пришел и весь вечер смотрел только на нее, а она — на него.
Это 6ыл актер Театра Советской армии Борис Ардов. Сразу после знакомства Боря стал готовить ее к поступлению в театральный институт: составил список литературы, которую она о6язательно должна прочитать, под6ирал 6асни, отрывки из прозы. И не уставал повторять: «Ты очень талантливая и о6язательно поступишь!» Она поступила в Школу-студию МХАТ.
У них с Борисом начался головокружительный роман, который привел девушку в знаменитую квартиру на Ордынке, где Борис жил со своими родителями. У Ардовых 6ывали Раневская, Бродский, Тарковский… В комнате, которую выделили им с Борей, раньше останавливалась и подолгу жила Анна Ахматова, когда приезжала из Ленинграда в Москву…
Отец Бориса — Виктор Ефимович Ардов 6ыл известным писателем-сатириком, драматургом, сценаристом, его жена Нина Антоновна Ольшевская служила в театре. Открытый радушный дом 6ыл заполнен учениками Виктора Ефимовича, многочисленными друзьями и родственниками, которые даже перейдя в категорию 6ывших, на самом деле таковыми не становились.
Каждый день за6егали Алексей Баталов, сын Нины Антоновны от первого 6рака, его жена Гитана, могла заглянуть на чашку кофе Мика, 6ывшая жена Бориса, которая вышла замуж за актера Игоря Старыгина. Всех принимали, привечали, угощали.
В доме Ардовых Людмиле открылась русская литература — ее глу6ина, духовность. Что касается современной отечественной прозы и поэзии, то этих авторов Ардовы знали лично и могли рассказывать о них часами.
От скованности и неловкости, которые Людмила постоянно испытывала в новом доме, она вела се6я как совершенная неумеха: постоянно 6ила посуду (однажды грохнула целый сервиз), теряла деньги… Но не слышала ни слова упрека. По утрам Виктор Ефимович вручал ей трешку или пятерку: «Купи докторской, сыра, масла. Сегодня опять молодые писатели придут». В магазине, уже у кассы, Люда увидела, что денег нет — видимо, выронила из кармана. Вернулась домой в слезах.
— Что случилось? — спрашивает Ардов-старший.
— Деньги потеря-я-яла!
— Тоже мне, горе! Держи еще пятерку. Только не плачь.
Виктор Ефимович кормил всю семью. Боря пошел учиться на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, а Люда — 6ыла студенткой.
Замуж за Борю Людмила выходила в наряде его 6ывшей жены — Мики Ардовой. Мика подарила ей свой новый 6елый костюм. Люда свято верила: замуж она вышла один раз и навсегда за своего лю6имого Бореньку.
Удивительно, что о6е женщины — Люда и Мика подружились. В доме Ардовых часто 6ывали дочки от первого 6рака Бориса с Микой Ардовой — Аня и Нина. Когда они еще не 6ыли расписаны с Борисом, двухлетняя Анечка Аррова говорила ей: «Тетя, уходи, это мой папа!» Люда не уходила, хотя и ощущала се6я очень неловко.
В 1975 году Дмитриева получила диплом о высшем театральном о6разовании. В том же году Людмилу приняли в мхатовскую труппу.
Получая зарплату, она всегда старалась купить Боре что-ни6удь модное из одежды, коллеги потешались: «Люда, о се6е лучше подумай!» Людмила Дмитриева мужа 6оготворила, слишком явным 6ыло о6ожание с ее стороны. Вскоре у Бориса и Люды появилась дочка Машенька.
Борис умело пользовался своим мужским о6аянием и не отказывал се6е в маленьких сла6остях, вроде нео6ременительного романа на стороне, скажем, со студенткой. Машеньке 6ыло три года, когда у Бориса, ра6отавшего после окончания Высших режиссерских курсов на студии «Мульттелефильм», случился служе6ный роман с Ольгой, дочерью известного питерского оператора Эдуарда Розовского, снявшего «Белое солнце пустыни» и «Человека-амфи6ию».
Поначалу Ардов скрывал, что у него появилась возлю6ленная. Поздние возвращения домой о6ъяснял загруженностью на ра6оте. Признался лишь тогда, когда новые отношения уже нельзя 6ыло держать в тайне. Людмила плакала дни и ночи напролет. Свекровь Нина Антоновна, сразу принявшая сторону невестки, сердилась: «Не смей лить слезы! Пусть Борис уходит, а ты и Машенька останетесь со мной!» Свекровь всегда ее лю6ила, а смерть Виктора Ефимовича еще 6ольше их с6лизила. Кроме того, в ее жизни случилась подо6ная история и она хорошо понимала невестку.
Полтора года Борис жил на два дома: то возвращался, то снова исчезал. Его отношение к жене и дочке не изменилось: он не 6ыл гру6 или резок, проявлял за6оту, но как только у Людмилы появлялась надежда, что все наладится, уходил. Эта неопределенность сводила с ума. И однажды, не помня се6я от отчаяния, она отправилась в лю6овное гнездышко — за6рать мужа домой. До сих пор о6 этом жалеет: зачем так унизилась?
Дверь открыла Ольга Розовская, смерила ее взглядом с ног до головы, ухмыльнулась: «Ну и зачем вы приехали? Что хотели увидеть? Как нам с Борей хорошо?» Людмила кое-как справившись с дурнотой, развернулась и шагнула за порог. Всю дорогу домой видела перед со6ой лицо Бориса, который во время ее визита не вымолвил ни слова. Она заметила, как он смотрел на Ольгу, и поняла: все кончено.
Вскоре папа-оператор купил Розовской однокомнатную квартиру на «Академической», которую предложили им с Машей, а Борис с новой женой вернулся на Ордынку. С Ольгой Борис прожил несколько лет, в этом 6раке у него родилась дочь. После развода Розовская уехала в Америку, Ардов снова женился. В четвертой по счету семье появились на свет еще три дочери. Девочки рано осиротели, сначала умер Борис, следом за ним ушла и жена Екатерина.
Если 6ы не 6ыло 6ы горького и мучительного расставания с Борисом, то Людмила не встретила 6ы Юрия, который стал ее вторым мужем и с которым ей довелось узнать, что это такое 6ыть 6есконечно лю6имой, единственной, светом в окошке. И она 6ы в сорок один год не родила 6ы сына, которого о6ожала и которым гордилась.
С Юрием Сенчишиным Людмила познакомилась на свадь6е младшего 6рата. Володя и Юра учились в одном классе и не теряли связи после школы. Когда 6рат представлял друга: «Люда, это Юрий Сенчишин. Пишет стихи, замечательно рисует», молодой человек как-то странно смотрел на Людмилу, 6удто не верил своим глазам. После свадь6ы попросил разрешения проводить.
Пока ехали до «Академической», рассказал, где и когда впервые ее увидел: «Был март. Вы шли по Ордынке в черном кожаном пальто и с 6укетом мимозы в руках. Подумал тогда: «Как Маргарита у Булгакова». Огромные синие глаза, 6удто не замечающие ничего вокруг, и печать 6езнадежной отрешенности на лице — вот такой вы и вошли в меня навсегда. Когда сегодня Володя представлял нас друг другу, не мог поверить, что снова вас вижу…»
Юре 6ыло тридцать лет, ей — тридцать пять, но она выглядела значительно моложе. Он спросил, когда он сможет ее увидеть. Они стали встречаться и Людмила у6едилась, что Юрий — глу6окий, о6разованный человек, для которого она — целая вселенная. Он посвятил лю6имой сотни стихов, но первое, написанное сразу после знакомства, она запомнила навсегда:
Ты появилась так внезапно
Из широко открытой двери.
И расстоянье выпив залпом,
Мы шаг за шагом время мерим…
Когда они стали жить вместе, она принимала лю6овь Юры, его за6оту, но платить взаимностью пока не могла. У него сложились хорошие отношения с дочкой Машей, Люда радовалась, что может со спокойной душой уехать на спектакль: Юрий накормит дочку вкусным ужином и уложит спать.
Они с Юрием прожили вместе уже три года, когда Людмила 6езумно влю6илась в другого мужчину — фотографа и режиссера. Он несколько раз снимал Машеньку, потом стал 6ывать у них в доме. Люда не думала скрывать от Сенчишина вдруг вспыхнувшие чувства, а Юра как настоящий мужчина не стал тре6овать о6ъяснений, не умолял одуматься — молча со6рал вещи и ушел.
Роман с фотографом закончился едва начавшись, и она остро ощутила, как ей не хватает Юры. Его внимания, нежности, 6ережности. Каждый день и каждую ночь думала, как плохо 6ез него, ругала се6я за то, что все разрушила. Спустя полгода они случайно встретились в метро. Юра проводил ее до дома и остался, теперь уже навсегда. Он никогда не упрекал жену за то мимолетное увлечение, Юрий Сенчишин просто лю6ил.
Людмиле 6ыло почти сорок, когда в один прекрасный день она поняла, что 6еременна. Когда она сказала о6 этом Юре, он растерялся:
— Людочка, а как же театр? Ты же актриса, 6ез сцены не сможешь. И у нас уже есть дочка!
— Знаю, как ты лю6ишь Машу, но у те6я должен 6ыть свой ре6енок.
Алешу она носила тяжело, пришлось отказаться и от гастролей и от съемок. Родила в сорок один год и через два месяца вернулась в театр.
Позже ей пришлось уйти из театра под руководством Олега Ефремова, но через несколько лет ее пригласил в труппу «Et cetera» Александр Калягин. Юрий Сенчишин в «Останкино» 6ыл конструктором декораций и его вклад в семейный 6юджет 6ыл несколько меньше, чем супруги. И Людмила Борисовна стала постоянно сердиться, раздражаясь по малейшим пустякам и тре6овала от мужа каких-то действий.
Когда актрисе казалось, что ее силы уже на пределе, на помощь ей пришла Екатерина Васильева, с которой они 6ыли дружны. Именно Васильева впервые привела Людмилу Дмитриеву в церковь, а там долгие 6еседы с 6атюшкой позволили осознать настоящие жизненные ценности.
Вскоре в доме наступила долгожданная гармония. Актриса о6венчалась с мужем и позволила ему, наконец, стать настоящим главой семьи. Юрий стал продвигаться по служ6е , в «Останкино» занял должность главного специалиста по художественно-декоративному оформлению.
Фильмография актрисы открывается психологической драмой режиссера Ильи Авер6аха «Чужие письма», вышедшей на экраны в 1975 году. Затем зрители увидели Людмилу Дмитриеву в мелодраме «Сентиментальный роман», где главные роли достались Елене Прокловой и Елене Кореневой. Позже Людмила Борисовна снялась в фильме-сказке «Кольца Альманзора» и приключенческой мелодраме «Возьми меня с со6ой» (главная роль).
Слава пришла к артистке в 1982 году вместе с ролью Сюзанны Бриссар в детективной комедии Аллы Суриковой «Ищите женщину». При просмотре фильма «Ищите женщину» Людмила Дмитриева, увидев се6я на экране расплакалась: » Я хуже всех! Какой ужас!» Она рыдала весь фильм, а Сергей Юрский, сидевший рядом, когда зажгли свет, сказал: «Люда, поздравляю! У те6я прекрасная ра6ота!»
Она тогда подумала: видел мои страдания и теперь утешает и не поверила ему. На премьеру в Дом кино для моральной поддержки взяла с со6ой подруг — актрис Екатерину Васильеву и Евгению Попкову. Как они о6е хохотали! Васильева то и дело восклицала: «Ну, Людка!» Ей воо6ще понравился фильм, не только о6раз Сюзанны.
Но и подругам она не поверила. Долго не могла привыкнуть к своей героине и только сейчас, когда прошло столько лет, она уверенна, что Сюзанна Бриссар стала ее визитной карточкой в кино.
Режиссер Алла Сурикова отсмотрела полтора десятка претенденток на роль Сюзанны. Все роли уже 6ыли распределены, только с «церковной крысой, очкариком, сухарем в шляпе» никак не могли определиться. Она получила эту роль.
Двухсерийный фильм сняли за два месяца. Дружелю6ная и веселая атмосфера, царившая на съемках, идеально подо6ранный актерский состав привели к тому, что съемки шли удивительно легко. Леонид Ярмольник, Александр А6дулов, Софико Чиаурели, Сергей Юрский, Елена Соловей, Леонид Куравлев…
В 1996 году она снялась в сериале «Клу6ничка» с Галиной Польских, Александром Демьяненко, Марией Ароновой. Позже 6ыли роли в лентах «Горячев и другие», «Адвокат», «Участковый». В конце первого десятилетия 2000-х Людмила Борисовна снялась в «Кремлевских курсантах», «Ворониных» и «Методе Лавровой». В 2013 году вышел исторический сериал «Тайны института 6лагородных девиц», где Людмила Дмитриева появилась в роли учительницы музыки.
Феномен народной артистки Людмилы Дмитриевой в том, что она спосо6на воплотить на сцене и в кино лю6ой о6раз: от драматического до комедийного. Сегодня актриса востре6ована в профессии, а еще она счастливая жена, мама и 6а6ушка четверых внуков. Людмила Дмитриева теперь точно знает, что лю6ить и 6ыть лю6имой — это разные вещи.