Казалось бы, красивая, нежная и такая женственная «Настенька» должна быть счастливой и любимой. Но жизнь приготовила для Натальи Седых немало испытаний. Ей пришлось находиться на волосок от смерти, пережить жестокое предательство и бросить карьеру в кино, — хотя она уже успела стать известной актрисой. Мы расскажем, как судьба испытывала «Настеньку» на прочность.
Она проснулась знаменитой после фильма «Морозко», а «Огонь, вода и… медные трубы» только закрепили успех. Но Наталья Седых отказалась от кинокарьеры
В фигурном катании — с 4 лет
Свой путь Наташа выбрала еще в 4 года: именно тогда она впервые увидела по телевизору соревнования по фигурному катанию. Зрелище настолько впечатлило девочку, что она решила: обязательно будет фигуристкой! И мама, и папа поддержали ее в этом решении. Только вот в секцию фигурного катания приняли Наташу не сразу: уж очень маленькой она была. Но она не растерялась: смело выскочила на середину зала и устроила для тренера Татьяны Гранаткиной настоящее показательное выступление. Малышка самозабвенно кружилась и выделывала ногами пируэты, пытаясь повторить то, что видела на экране телевизора. Тренера рассмешила и тронула такая настойчивость, и Наташа начала тренироваться: ее взяли!
Выбрала балет
Скоро Гранаткина поняла: больше всего в фигурном катании Наташе удаются танцевальные движения, и посоветовала гибкой и пластичной девочке попробовать поступить в балетную школу, которая работала при Большом театре. И Наташу приняли, несмотря на огромную конкуренцию. Ей нравилось везде, но однажды все же пришлось сделать выбор: она не могла одновременно заниматься балетом и участвовать в Олимпийских играх. Подумав, она решила остановиться на балете: ей все больше и больше нравилось танцевать, она будто парила над сценой. Выдающиеся способности Натальи оценили специалисты: «На протяжении школьных лет по классическому танцу я получала только пятерки, и — о счастье! — после выпуска меня взяли в Большой. Если бы не взяли, твердо это знаю, сменила бы профессию. Танцевать в другом театре не стала бы», — признавалась она.
Настенькой могла стать Надежда Румянцева
Именно балет стал косвенной причиной появления Седых в «Морозко»: режиссер Александр Роу увидел, как она исполняет «Умирающего лебедя», и пригласил 15-летнюю балерину в свою сказку, увидев в ней настоящую Настеньку. Правда, на пробы была приглашена еще и Надежда Румянцева, но Роу выбрал Наташу. А вот в балетном училище ей пришлось выслушать немало неприятного: руководство было резко против участия ученицы в съемках, — ведь это отвлекало ее от основного дела. За талантливую девочку попросила ее наставница Суламифь Мессерер. И Наташа отправилась вместе со съемочной группой на Кольский полуостров — снимать сказку. Во время съемок она испытала первую любовь: к своему партнеру, Эдуарду Изотову, сыгравшему Иванушку. Успех «Морозко» превзошел все ожидания, Наталья Седых стала звездой. Потом последовали еще несколько киноролей, и для себя девушка решила: если не примут в Большой театр, пойдет во ВГИК, станет актрисой. Но ее приняли. Судьба ее определилась. Больше она сниматься не собиралась — все время и все силы забирал любимый балет.
Ревнивый «Отелло» чуть не задушил ее
Правда, и на романтические встречи она выкраивала часок-другой. У нее было несколько мимолетных романов, но замуж она не собиралась: не хотела нарушать верность балету. А потом случился роман, чуть не завершившийся для балерины трагически. На гастролях в Ленинграде в Наталью влюбился композитор Виктор Лебедев — он написал, среди прочего, музыку к фильму «Небесные ласточки». В первый же вечер знакомства Лебедев неприятно поразил Наташу своим напором: он во что бы то ни стало стремился затащить девушку в постель, а получив от нее пощечину, очень удивился. На следующий день он вел себя совсем иначе: галантно и предупредительно, стараясь загладить первое впечатление. Наташа согласилась с ним встретиться, отношения развивались, она сама не заметила, как тоже влюбилась в Лебедева.
Но тут, прознав о ее романе, в Ленинград примчался разгневанный «бывший» — мужчина, с которым Наташа встречалась прежде. Оставленный кавалер подкараулил балерину и набросился на нее, пытаясь задушить. Наташа очень испугалась: она чувствовала, что задыхается. Спасло ее только обещание стать женой ревнивого «Отелло». Он поверил и отпустил ее за вещами. Наташа воспользовалась передышкой, чтобы сбежать к Лебедеву: тот помог ей скрыться.
«Гостевой брак»
Все эти романтические переживания привели к тому, что Наталья согласилась выйти замуж за Лебедева. Они поженились через два года — композитору надо было сначала развестись с первой женой. Совместная жизнь получилась довольно странной. Наталья не мыслила своей жизни без Большого театра, поэтому оставалась в Москве. Виктор Лебедев преподавал в ленинградской Академии искусств и тоже не мог уехать из города. Встречи были нечастыми, но бурными. Только родив сына Алешу, Седых какое-то время никуда не ездила, оставаясь с мужем в Ленинграде. Но довольно скоро она почувствовала: нет, это не ее предназначение — быть только мамой, женой и домохозяйкой, ей необходимо танцевать. И снова вернулась в Большой, доверив малыша своей маме и нанятой няне. Иногда приезжала в Ленинград, иногда Виктор навещал семью. А однажды Наташа решила сделать любимому сюрприз — прилететь без предупреждения. Но сюрприз ждал ее: она застала мужа с другой женщиной, словно в плохом анекдоте… «Мне тогда исполнилось 35, до пенсии оставалось несколько месяцев. Я-то мечтала, что смогу, наконец, переехать в Питер. Лебедеву нужно было потерпеть совсем немного. Смешно: после всего, что произошло, он считает, что это я его бросила!» — рассказывала актриса позднее.
«Привыкла рассчитывать только на себя»
В жизни Натальи Седых было еще несколько мужчин. Но замуж она больше так и не вышла. По ее признанию, она очень комфортно чувствует себя в одиночестве: она свободна и может делать все, что захочет, ни перед кем не отчитываясь. После того, как завершилась ее карьера в Большом театре (балерины рано выходят на пенсию), Марк Розовский пригласил Наталью в театр «У Никитских ворот», а потом она снялась еще в нескольких фильмах, реализовав свой актерский потенциал.
Возможно, кому-то ее судьба покажется неудачной: по сути, Седых пожертвовала ради балета всем — карьерой в кино, личной жизнью… Но сама она считает себя счастливой и ни разу не пожалела о годах, отданных Большому театру. Балетная закалка сделала свое дело: у Натальи появился стержень, который не позволяет ей сломаться. «Я привыкла рассчитывать только на себя, никто не сможет меня предать, сделать больно, а это уже немало», — говорит хрупкая «Настенька». И продолжает идти по жизни с гордо поднятой головой.