Несмотря на то, что Николай Парфёнов сыграл около сотни ролей в культовых фильмах, он оставался очень простым человеком. Актёр довольно часто приходил на рынок, который находился рядом с Черемушкинским парком. Там он не только закупался продуктами, но и общался с поклонниками. Скрывать Парфёнову было нечего. Он со счастливой улыбкой рассказывал о детстве и своей семье, делился историями, которые случались с ним на гастролях и за кулисами театра. Пусть он и не жил богато, но жизнью был более, чем доволен. Вот только в девяностые годы всё изменилось. Актёра выгнали из театра, многие коллеги от него отвернулись, а родственники и вовсе обворовали его квартиру.
Николай Парфёнов до тринадцати лет жил в одном из сёл Владимирской губернии. Его отец рано ушёл из жизни, а у мамы было слабое здоровье. Уборкой и готовкой занимались две старшие сестры Коли, а сам он вместе с четырьмя братьями высаживал овощи и продавал их местным жителям. На вырученные деньги семья покупала скотину. Со временем у них появился большой курятник, две козы и корова. Жаловаться на жизнь не приходилось до тех пор, пока не началась волна раскулачивания. Один завистливый сосед донёс органам власти, что семья Парфёновых живёт слишком уж хорошо. Вскоре у них забрали дом, скотину и огород. Маму Коли сослали на север, но перед этим она отправила всех детей “в свободное плавание”, отдав им все свои ценные вещи.
По словам Николая Парфёнова, его братья и сестры поссорились из-за того, что не смогли определиться, куда им ехать. Впоследствии три самых взрослых брата отделились от семьи и уехали в Пермь, а остальные, в том числе и Николай, отправились в столицу. После прибытия, сестры будущего актёра смогли поступить в МГУ, а сам он вместе с братом устроился на завод, который назывался “Серп и молот”. На первую зарплату Коля купил в билет в театр. Он никогда раньше не видел спектакли вживую – лишь слышал радиопостановки. Он был поражен актёрской игрой и тоже захотел стать частью театрального волшебного мира. Деревенский парень пришёл в кабинет приёмной комиссии театральной студии имени Моссовета, не подготовив ни стиха, ни монолога, ни даже песни, но ему всё равно повезло стать студентом. Когда его попросили исполнить номер, он начал нелепо импровизировать – вставал на руки, смешно танцевал и пел песни, придумывая слова на ходу. Преподаватели смеялись до слёз и думали, что это заготовленное комедийное выступление. В итоге его зачислили на курс, в котором он учился вместе с великолепным Владимиром Зельдиным.
Николай Парфёнов работал в театре Моссовета. Все его образы были эпизодическими, но зрители всё равно замечали его и зачастую аплодировали именно ему, когда актёры выходили на поклон. Когда в стране начал “процветать” кинематограф, Парфёнов сконцентрировался на съёмках. Как и в театре главных ролей ему не давали, но зато фильмы с его участием имели огромный успех. Мало кто знал имя Николая Парфёнова, но его лицо точно запомнилось абсолютно каждому зрителю, ведь снимался он очень часто. На пике славы многие театры столицы предлагали ему более высокие гонорары и значимые роли, нежели в театре Моссовета, но актёр отказывался покидать родную труппу. Он говорил, что деньги для него – это просто бумажка, ради которой он ни за что не покинет театр, ставший за долгие годы его вторым домом.
Николай Парфёнов впервые женился, когда ему было двадцать два года. Его жена Ольга тоже была связана с театром – работала декоратором. Она была полной противоположностью нашего героя. Парфёнов любил проводить время дома за книжками, а она обожала шумные компании. Супруга ушла от него, когда влюбилась в другого мужчину, а дочка Ира, которой исполнилось три года, осталась жить с актёром. Николай Парфёнов занимался её воспитанием в одиночку и всем говорил, что кроме дочери ему никто не нужен. Неудачный брак его настолько разочаровал, что он даже думать не хотел о новых отношениях. Однако друзья познакомили его с Ларисой, женщиной, от которой точно также ушёл муж, оставив её с двумя детьми. Оказалось, что помимо этой похожей истории, они имели одинаковые взгляды на жизнь. Разговор между ними сразу заладился. Уже через несколько месяцев они стали жить вместе, как муж и жена. Николай Парфёнов усыновил её детей и относился к ним с любовью. Жаль только, что они не ответили ему взаимностью.
Спустя сорок лет брака, жена Николая Ивановича потеряла возможность самостоятельно передвигаться. Она могла только разговаривать, а всё остальное тело было полностью парализовано. На протяжении семи следующих лет актёр пытался поднять её на ноги. Приходилось отказываться от большинства спектаклей и съёмок, так как оставлять её одну было нельзя. Потом его жены не стало. Этот период оказался самым болезненным для актёра. Помимо несчастья, его заменили в родном театре на другого артиста, и из-за этого Николаю Ивановичу пришлось выйти на пенсию. Тогда же, видимо из-за всех этих событий, у него начала развиваться деменция. Друзья отвернулись от актёра, когда он больше всего нуждался в поддержке. К нему приходила только родная дочка и сестра. Бывало, что в квартиру заглядывали приёмные дети и внуки, но с Николаем Ивановичем они толком и не разговаривали. Когда они приходили, из дома что-нибудь пропадало, а за шесть лет там не осталось вообще ничего, кроме раскладного дивана и холодильника. Когда дочь спрашивала у актёра: “Куда всё делось?”, он разводил руками. Может, и вправду не помнил, а может просто не хотел портить жизнь приёмным детям, которых он, несмотря ни на что, продолжал любить. В возрасте восьмидесяти шести лет, в ночь рождества, Николая Ивановича не стало. Дочка вместе с его сестрой общими силами организовали похороны, но кроме них и нескольких поклонников проститься с актёром никто не пришёл.