Страна готовилась к Новому 1984 году, когда 31 декабря провожали в последний путь 34-летнюю Галину Веневитинову.
Благодаря главной роли в картине «Берегите женщин» актриса обеспечила себе экранное бессмертие. Фильм стал традицией на многих телеканалах в преддверии 8 Марта. И хоть у Галины гораздо больше работ было в театре, на телевидении и радио — всё растворило время, и мы можем помнить её только по этой картине. И ещё нескольким…
Замуж Галина вышла ещё студенткой: её супругом стал молодой преподаватель ГИТИСа Геннадий Веневитинов. В 1971 году у них родился сын Дима.
После окончания в 1973 году ГИТИСа им. Луначарского молодая актриса устроилась в Московский Потешный театр «Скоморох». До этого в студенческие годы играла в театре-студии «Жаворонок», возникшем на базе актерской студии при Московском театре кукол, где у неё было несколько центральных ролей и где юную актрису ценили за незаурядное дарование и актёрскую индивидуальность. Выступала с чтецкими программами на Москонцерте как актриса речевого жанра.
В 1974 пришла в Московский ТЮЗ. Данные 25-летней девушки идеально соответствовали требованиям детского театра: красота, молодость (а выглядела она совсем юной) позволяли играть даже подростков.
Отличные вокальные данные, красивый тембр голоса, пластичность, умение танцевать позволяли ей участвовать в музыкальных спектаклях МТЮЗа. А ещё коллеги ценили в ней тонкое чувство юмора и сценическое обаяние.
Её Миледи в мюзикле «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1977) была просто великолепна! За десять МТЮЗовских лет сыграла около 25 ролей в 19 спектаклях, в общей сложности отыграв больше тысячи двухсот спектаклей на этой сцене. Также снималась в телеспектаклях.
В одном из них и приметил актрису начинающий режиссёр Одесской киностудии (и очень опытный оператор) Александр Полынников. И готовясь в 1980-м снимать свою первую режиссёрскую работу — музыкальную комедию «Берегите женщин»(вместе с Виктором Макаровым) — на роль Вали, одной из четырех девушек-матросов женского молодёжного экипажа буксира «Циклон», решил взять именно её.
Актриса приняла приглашение режиссёра, не признавшись, что тяжело больна. Когда-то ей довелось играть роль Лисы в детском спектакле и во время репетиции на неё упала декорация дерева, сильно ударив грудную кость. Спустя год у женщины диагностировали лимфосаркому.
Работать в картине Гале было непросто, но она старалась изо всех сил. К концу натурных съемок (в декабре 1980 года) ей было необходимо лечь в больницу. Но поскольку не были отсняты финальные эпизоды в порту, где четыре девушки должны присутствовать вместе в одном кадре, Галина вернулась на съёмочную площадку. Сыграла и в сценах в «Молодежном клубе», где ей пришлось много дублей танцевать на каблуках на стеклянном полу. И только после этого позволила себе лечь в клинику.
А Полынников узнал о болезни Гали, лишь когда собрался снимать картину «Просто ужас!» Весной 1982 он пригласил актрису в новый фильм и услышал отказ. Только что выписавшись из больницы после курса химиотерапии, женщина не была настроена на съёмки. Но, узнав об этом, режиссёр стал более настойчив: ему очень хотелось хоть немного отвлечь её от грустных мыслей и жизненных невзгод.
И она сыграла дворника Марусю в картине о забавных приключениях шестиклассника Антона и его папы. А он сделал всё, чтобы процесс съёмок стал для актрисы максимально комфортным. Её сцены снимали утром или вечером, чтобы избежать пребывания на дневной жаре (это было летом 1982 года). Не напрягали множеством дублей. Обустраивали сцену так, чтобы актриса играла сидя. Потом она сама и озвучила эту свою маленькую последнюю роль.
До декабря 1983 года Галина Веневитинова, превозмогая боль и усталость, работала во МТЮЗе. Последний свой спектакль («Новенький») отыграла вечером 8 декабря 1983 года.
А в январе 1984 Полынников прилетел в Москву договариваться со столичными актёрами об участии в его новом фильме «Поживем-увидим». И очень надеялся на работу в этом проекте Галины Веневитиновой. Не дозвонившись к ней домой, он набрал номер её коллеги — актрисы Елены Тонунц — и услышал короткое: «Гали больше нет».
Совсем недавно, в сентябре 2022-го, ушел из жизни 81-летний кинорежиссер Александр Полынников. Он снял 23 фильма. Имеет 15 операторских работ. В последние годы страдал от онкологии и не снимал. Почти на четыре десятилетия пережил режиссёр первую звёздочку своего первого фильма.
Светлая память красоте и таланту, рано ушедшим, но не растворившимся во времени.