Мария Александровна Стерникова шла по московской улице и не помнила кто она, документов при себе не было, как и телефона. Актриса, долгие годы блиставшая на сцене малого театра и известная ролями в кино, потерялась.
Сыну – актёру Александру Носику – пришлось подключить волонтёров и изрядно поволноваться, сиделка не уследила за мамой, которая решила одна отправиться на прогулку. Она через пару дней напряжённых поисков нашлась в больнице, в которой её не узнали…
Только актриса
Мария Стерникова родилась в 1944 году. Её мама много лет работала гримёром в Малом театре и считалась одним из лучших. Именитые актрисы – Ангелина Степанова и Алла Тарасова – пользовались именно её услугами, не доверяясь другим специалистам, особенно, когда приходилось играть в немолодом возрасте юных девушек.
Профессия мамы и определила интерес девочки к театру. Мама часто брала дочь на спектакли, Маша рано узнала, что такое закулисная жизнь артистов:
«Со сверстниками я не дружила. Моими друзьями были только актёры и другие работники театра. Я наизусть знала все сценарии, каждую речь героев из любой постановки, которые ставились в то время. Кем я могла стать, если не актрисой?»
Мечта сбылась
Вопрос выбора профессии перед Марией не стоял. Она стала студенткой Школы-студии МХАТа, училась на курсе известного театрального педагога В. П. Маркова. Познавала азы актёрского ремесла вместе с Михаилом Козаковым, Верой Алентовой, Андреем Мягковым. С Верой подружились, их обеих преподаватели прощали за то, что они снимались в кино, будучи студентками.
На театральную сцену она вышла спустя 10 лет после окончания ВУЗа. Как и многих актрис Марию Стерникову влекла киноиндустрия. В 1965 году она дебютировала на экране, сыграв роль в картине Татьяны Лиозновой «Рано утром», но главная роль актрисы была впереди. В том же году с её участием вышла премьера драмы «Мимо окон идут поезда». Фильм не стал каким-то открытием, но это было начало пути обаятельной и грациозной актрисы.
Знаковой работой актрисы стала лирическая картина «Нежность» (1967). Актриса сыграла девушку, которая пережила блокаду Ленинграда, её партнёром стал набирающий тогда популярность Родион Нахапетов. Фильм за год просмотрело почти 10 млн зрителей.
Каждая киноработа с участием Марии Стерниковой была открытием новых граней её таланта: «Спеши строить дом», «Мальчик со шпагой», «С любимыми не расставайтесь». Полюбилась зрителям её Шурочка в «Гостье из будущего».
Для многих зрителей игра Стерниковой стала откровением, Марию стали узнавать, портреты актрисы печатали в глянцевых журналах. Поклонники охотились за её автографами, интересовались её личной жизнью, которая, как у многих актрис, складывалась непросто.
Первая любовь
Ещё на первом курсе, в театральной библиотеке она познакомилась с Алексеем Стычкиным, будущим переводчиком. Они жили по соседству, Алексей красиво ухаживал за Марией, провожал и встречал с учёбы. Зародилась любовь. Вопреки мнению мамы девушки, считавшей раннее замужество препятствием к учёбе, они поженились.
Мария настолько была влюблена в мужа, что, когда Алексею предложили командировку в качестве переводчика в Иран, она согласилась ехать с ним, прервав свою творческую карьеру. Два года они жили за рубежом. Здесь у Марии родилась дочь Екатерина, но в семье появились первые разногласия. Карьера Алексея развивалась, но постоянные командировки мужа лишали Стерникову работы.
Супругу предложили работу переводчика в США, но Мария отказалась от поездки, она скучала по театру, по творчеству. Брак, не выдержав расстояния, распался. Дочь актрисы закончила киноакадемию Нью-Йорка, живёт с семьёй в США, стала писателем и режиссёром, у неё двое детей.
После яркого старта в кино у Стерниковой наступил спад в творчестве, предложений от кинорежиссёров было мало, видимо, сказались семейные разборки.
Театр и новые отношения
Актриса сосредоточилась на театральной работе. Появились блистательные роли в спектаклях: «Доходное место», «Любовь Яровая», «Горе от ума» и многих других. Критики отмечали редкое обаяние актрисы, ей пророчили большое сценическое будущее. Зрители ходили на Стерникову и заваливали её цветами.
На съёмках фильма «Спеши строить дом» (1970) Мария сблизилась с актёром Валерием Носиком, который в тот период развёлся с Лией Ахеджаковой. История их взаимоотношений развивалась словно по сюжету фильма, в котором снимались, влюблённость переросла в сильные чувства. Пара сыграла свадьбу, их сын Саша в будущем пошёл родительским стопам, стал известным актёром. Брак с Валерием Носиком держался девять лет.
«Актёрский порок в жизни Валеры, к сожалению, присутствовал. Был грех. Я не знала, когда он придёт домой, где он, с кем. Я беспокоилась, сидела на кухне, не зажигая света… Дёргалась от каждого шороха, вздрагивала от шума тормозов у подъезда. «Ну позвони! Ну просто позвони, господи!», – вспоминала актриса.
Причиной развода стало пристрастие Валерия Носика к спиртному, Мария не выдержала, они расстались.
Встреча с актёром её родного театра Алексеем Кудиновичем предоставила Стерниковой ещё один шанс полюбить и стать любимой. Несмотря на разницу в возрасте (муж моложе на 7 лет), супруги вместе идут по жизни, преодолевая сложности.
Мария в 2005 году ушла из Малого театра, в котором проработала почти 30 лет.
Память…, которую не вернуть
Актрисе 78 лет, её несколько лет преследует болезнь Альцгеймера и деменция, ей нужен постоянный уход сиделки. Сын и муж делают всё возможное для её безопасной жизни, ведь были случаи, когда Мария Александровна выходила из дома и на несколько дней терялась.
«Она не знает, какой сейчас год, ничего не помнит. Мария Александровна узнает только троих человек: Сашу, его отчима Алексея Сергеевича Кудиновича и нянечку», – рассказывает бывшая супруга сына Александра Носика Ольга.
Мария Стерникова живёт в своём мире, она не помнит о том, что была знаменита, блистала когда-то на сцене, снималась в кино. У человека можно многое отнять, в том числе память, но её творчество помнят зрители и знает молодое поколение актёров Малого театра, на сцене которого она играла много лет.
Мария Стерникова многое не помнит, но актрису помнят зрители