Почему Ростоцкий выбрал именно его, “забраковав” двух кинозвёзд того времени. Из-за чего ушёл из ТЮЗа.
Старшину Федота Васкова, из легендарного фильма Станислава Ростоцкого “…А зори здесь тихие”, помнят, а главное — любят, сотни миллионов советских и российских зрителей.
Андрей Леонидович Мартынов — актёр, воплотивший на экране этот “хрестоматийный” образ, который так запомнился и полюбился многим людям.
Примечательно, что эта роль была дебютной в карьере актёра — тогда ещё совсем молодого и никому не известного. Она же стала самой запомнившейся и известной в его карьере.
А начиналось всё довольно “буднично”
Андрей родился в Иванове, в так называемым “городе невест”, в победном сорок пятом. В семье, где уже было двое старших детей. Отец паренька был незрячим и работал в обществе слепых, где занимался в драмкружке.
Собственно, из этого отцовского увлечения, младший сын и взял свою любовь к театру, а впоследствии и кино. Поэтому неудивительно, что после окончания школы он поехал в Москву, покорять театральные вузы столицы. Но с первого раза это ему сделать не удалось.
Виной тому, как считал он сам и “кое-кто” из окружающих, была его совсем не “киношная” внешность. И действительно, он выглядел простоватым парнем из глубинки, каким собственно, и был по факту.
Будущий актёр не отчаялся и через год вернулся, уже подготовленный, и с успехом поступил ГИТИС. Правда на втором курсе ему пришлось на три года отправиться в армию, “потоптать сапоги”.
Вернувшись в театральное пространство и закончив учёбу, Мартынов в семидесятом году, получил заслуженный диплом об окончании прославленного училища.
В том же году он начал работу в московском Театре юного зрителя
А буквально через два года, в семьдесят втором, произошло как раз то самое эпохальное событие — его отобрали на роль старшины Васкова.
Интересно, что в качестве “конкурентов” у него были Вячеслав Тихонов и Георгий Юматов — мегазвёзды того времени. У каждого за плечами было не по одному десятку фильмов.
Но первого режиссёр “забраковал” из-за его внешнего вида “уж очень красивый”. А второго Ростоцкий не взял из-за пристрастия популярного актёра к “зелёному змию”. Мартынов же идеально подходил своей “деревенской” внешностью. Вот ведь как бывает))
Как стало понятно почти сразу после выхода картины, она стала судьбоносной в карьере начинающего актёра. После этого у него было ещё несколько десятков ролей во многих фильмах, но такого успеха ни одна роль больше не принесла.
Но кроме всего вышеперечисленного, съёмки в “А зори…” принесла ему ещё и жену!
Дело в том, что фильм был представлен на Берлинском кинофестивале. Именно там Мартынов познакомился с переводчицей русского языка — Франциской Тун.
Между ними завязались отношения и они влюбились друг друга. Какое-то время они переписывались, а потом Тун приехала в СССР, на спектакль с участием Андрея.
А буквально через год молодые люди поженились. Причём в Берлине! Где и остались жить. Через несколько месяцев молодая жена забеременела. Но помимо радости, которую естественно испытывали родители у Мартынова появилась некая грусть-печаль.
Ведь, живя в Германии, он не мог работать в театре, заниматься любимым делом. Жена понимала всё это и они вдвоём решили, что Андрей поедет в СССР сначала один, а через какое-то время она с ребёнком присоединятся к нему.
Когда это произошло (в 77-м году), счастью актёры не было предела. Он с удвоенной силой стал работать в театре и сниматься. Но тут возникли проблемы.
Коллеги, по тому самому ТЮЗу, начали буквально выживать его из театра, видимо припоминая ему и брак с “иностранной гражданкой” и все те “привилегии”, которые он получил в столь раннем возрасте за ту самую роль. Как многие считали — незаслуженно…
Мартынов, как человек не конфликтный, решил уйти из театра и остановил свой выбор на Театре на Малой Бронной.
Семейная жизнь, поначалу, складывалась превосходно
Семья была обеспечена, актёр пользовался популярностью. Но со временем это вышло боком, в каком-то смысле.
Потому что Франциска начала понимать, что ей и сыну не хватает внимание мужа — он либо в театре на репетиции, либо на съёмках в других городах. И времени для семьи у него оставалось крайне мало.
Она не могла больше находиться в таком положении. Поэтому, женщина поставила условие, что ребёнок пойдёт в школу в Германии, куда она предлагала переехать и мужу. К тому же ей, привыкшей к нормальным магазинам, было некомфортно жить в стране с тотальным дефицитом всего, что только можно представить.
Актёр отказался эмигрировать, понимая, что этим он лишает себя возможности видеться с женой и сыном. Но и жить не на родине он не хотел. Советский человек, что сказать…
После этого Мартынов, по сути, превратился в “приезжающего папу”. Это сейчас можно спокойно купить билет и долететь куда хочешь, имея деньги. А в Советском Союзе выехать простому гражданину за границу было практически невозможно.
Для этого создавались все возможные препоны. Советская власть тщательно следила за тем, чтобы не допускать появление у советских граждан информации о реальной жизни за границей.
Тем не менее, иногда актёру удавалось съездить в Германию и навестить там своих близких. Но отношения становились, неизбежно, всё прохладнее, потому что такие наезды были крайне редки.
Через какое-то время Франциска встретила в Германии человека полюбила его и честно признался в этом мужу. Андрей все понимал и не осуждал. Но разводиться не спешил, поскольку официальный брак давал ему возможность по упрощённой процедуре видится с сыном.
Официально они разорвали отношения спустя годы. Когда доступность иностранных государств стала гораздо лучше сын актёра стал, вместе с детьми, приезжать в Москву, к дедушке, чему пожилой актёр был безмерно рад.
Единственно, что его печалило — что внуки совсем не говорят по-русски. А ещё одиночество, с которым он столкнулся, оставшись без жены и ребёнка. Но он относился к этому философски, имея в виду, что такова жизнь “все через это проходят в тот или иной момент”.
Теперь Мартынов живёт жизнью простого российского пенсионера со всеми ее прелестями и невзгодами.