Трудно найти зрителя, совершенно не знакомого с ролями Юрия Владимировича Никулина. Ярко сыгранный антигерой Балбес – лишь малая часть проявления артистического таланта.
Ему было под силу и создание персонажей, затрагивающих самые тонкие струны души: Семён Семёнович из «Бриллиантовой руки», рядовой Некрасов из военной драмы «Они сражались за Родину», Николай Бессольцев из киноленты «Чучело», и другие трогательные образы.
Жизнь замечательного клоуна, актёра, фронтовика, руководителя цирка, собирателя анекдотов и просто замечательного человека была наполнена самыми необычными событиями.
Тяга к искусству родом из детства
18 декабря 1921 в семье актёров драматического театра небольшого городка Демидова на свет появился сын, которого назвали Юрой.
Когда мальчику было 4 года, Никулины переехали в Москву, родной город отца семейства. Вместе они почти каждую неделю посещали столичные театры, и обменивались мнениями.
Боевые заслуги
За месяц до 18-летия Юрия Владимировича призвали в армию. Совсем юным он попал на фронт советско-финской войны, а затем вступил в бой с фашизмом. Никулин участвовал в обороне Ленинграда, в 1943 был контужен, но после лечения вновь оказался в строю.
Юрий Владимирович командовал отделением разведки, был помощником командира взвода, и его служба длилась вплоть до 18 мая 1946.
Всенародно любимый актёр без специального образования
Во ВГИК Никулина не приняли, и сказали, что он абсолютно непригоден для кино. В ГИТИС его тоже не приняли.
По совету отца Никулин пробился в цирковые артисты. Некоторое время он работал со знаменитым клоуном Карандашом (Михаил Румянцев), а с 1950 г. составил творческий дуэт с Михаилом Шуйдиным, тоже бывшим фронтовиком.
Любимая семья
Цирк принёс Никулину не только любовь зрителей, но и встречу с будущей женой.
Зимой 1949 на выступление пришла увлечённая конным спортом студентка Тимирязевской академии Татьяна Покровская.
Во время представления Никулин оказался под копытами лошади, одолженной девушкой Карандашу, и попал в больницу. Татьяна, чувствуя вину, навещала пострадавшего. В 1950 они поженились. В 1956 у пары родился сын Максим.
В знаменитой «Бриллиантовой руке» (1968) Гайдая семья появится в полном сборе.
Никулин перевоплотится в Семёна Семёновича, Татьяна Николаевна сыграет гида в Стамбуле, а сын Максим появится в эпизоде рыбалки у Белой скалы, и получит пинок от Андрея Миронова.
«Зачем его гримировать?»
В 1958 Татьяна Николаевна созвонилась с ассистентом фильма «Девушка с гитарой», и отправила сопротивляющегося мужа на съёмки.
Никулину доверили совсем небольшую роль пиротехника-неудачника, а гримёр не стала слишком гримировать новичка, сказав, что у него и так глупое лицо.
От Балбеса – до «я – не трус, но я боюсь»
Жена Никулина когда-то была одноклассницей Нины Гребешковой, супруги режиссёра Леонида Гайдая, и наверняка не без помощи Татьяны Николаевны в карьере Юрия Владимировича в кино наступила белая полоса.
Участие в троице жуликов принесло ему невероятную любовь зрителей.
В 1968 году Гайдай, задумывая снимать комедию под рабочим названием «Контрабандисты», на положительную роль Семёна Семёновича Горбункова сразу планировал пригласить Никулина.
Роковой отказ от роли
В начале 70-х Никулин сказал режиссёру, что его не отпустят из цирка для участия в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», а Гайдай решил, что актёр лукавит.
Больше вместе они не работали, хотя и продолжали общаться.
Любовь к собакам
В драме «Ко мне, Мухтар» Никулин сыграл младшего лейтенанта Глазычева, проводника служебной овчарки.
Актёру стали дарить щенков. Он шутил, что пора снимать ещё один фильм: «От меня, Мухтар», хотя обожал собак.
Первую собаку 10-летнему Юре подарили родители. Престарелая питомица Малька дождалась хозяина с фронта, и встреча была невероятно трогательной.
Последним любимцем артиста стал присланный из Германии ризеншнауцер Фёдор. В доме уже была собака такой же породы, но оба питомца остались в семье.
В 1997 Никулин ушёл из жизни. Через 4 года в поля вечной охоты отправился Фёдор.
Скульптор Александр Рукавишников увековечил любовь актёра и его собаки. На могиле Никулина установлена композиция, изображающая усталого клоуна, присевшего отдохнуть и ризеншнауцера Фёдора, лежащего немного впереди, словно охраняя и защищая своего хозяина.