Трилогия из детективных фильмов о полковнике Зорине с Всеволодом Санаевым в главной роли была очень популярна среди советских зрителей в 70-х годах. Известно, что первый фильм «Возвращение «Святого Луки» был создан на основе реальных событий, произошедших у нас в стране в середине шестидесятых годов. В этом фильме впервые в советском кинематографе была поднята тема хищений ценных произведений искусств из музеев СССР уже в современной истории страны.
Работа голландского живописца Франса Халса «Святой Лука», как и ещё три его картины с изображениями святых Иоанна, Марка и Матфея, были приобретены российской императрицей Екатериной Великой еще в конце восемнадцатого века.
Некоторое время эти четыре картины находились в запасниках Эрмитажа, а позже были перевезены Потёмкиным на Украину. По замыслу Екатерины, картины предназначались для украшения украинских католических храмов с целью налаживания добрых отношений с представителями католической церкви на территории Российской империи.
После Октябрьской революции все четыре картины пропали. Однако в середине пятидесятых годов «Святой Лука» появился на одесском рынке как «старинная работа неизвестного художника». Её посчитали малоценной, и картина продавалась всего за 9 советских рублей. Московские специалисты из Пушкинского музея, прослышав о такой продаже, выкупили «Святого Луку» у частотного лица, а чуть позже нашли и «Святого Матфея» в запасниках одного из закарпатских краеведческих музеев.
Обе картины перевезли в Москву, где они экспонировались в Пушкинском музее. Позже наши искусствоведы выяснили судьбу и двух других работ Халса. Оказалось, что «Святой Иоанн» находится в одном из музеев Лос-Анджелеса, а «Святой Марк» тоже в США, но в частной коллекций. Кстати, в 2013 году «Святой Марк» был выкуплен у американца для нашего музея имени Пушкина.
Так получилось, что именно «Святой Лука» в 1965 году был первым выставлен в экспозиции Пушкинского музея. Но буквально через несколько дней сотрудники музея обнаружили, что картина была кем-то вырезана из рамки и исчезла.
По иронии судьбы, за несколько дней до этого министр культуры Екатерина Фурцева в интервью западным журналистам уверенно заявила, что в СССР, в отличие от западных стран, музейные ценности не крадут. Ситуацию усложняло и то, что наличие в нашем музее «Святого Луки» было уже официально подтверждено советскими властями.
Поэтому, если бы картина позже вдруг всплыла где-нибудь на Западе, то произошел бы большой конфуз как для нашей страны, не способной хранить свои музейные ценности, так и для министра Фурцевой, которая не отвечает за свои слова.
Поэтому дело о краже картины сразу же засекретили, а на её поиски бросили самых опытных работников МВД и уголовного розыска. Также были привлечены и службы КГБ, которые отвечали за то, чтобы картина не пересекла наши границы.
В итоге картина была найдена и вернулась в музей буквально через три месяца после похищения.
Но история её кражи была более прозаичной и менее интересной, чем позже было показано в фильме.
Всё началось с того, как некий молодой человек по имени Валерий Волков устроился в Пушкинский музей столяром-мебельщиком и реставраторам по дереву. Для работы в престижном заведении требовался диплом, который он пообещал принести чуть позже. Но такого диплома у Волкова не было, так как вместо института он пять лет отсидел в тюрьме.
Помочь с изготовлением диплома ему пообещал один из приятелей. Но в обмен он попросил вынести из музея картину. Волков выкрал указанное им полотно (Святой Лука) и передал приятелю. Но взамен так и не получил обещанный документ. Тогда Волков подключил к делу своих криминальных знакомых. Те надавили на нечестного приятеля, и тот вернул картину Валерию Волкову.
Но что с ней делать дальше? Валерий даже не понимал её настоящую ценность. Волков пошёл на Арбат и попытался продать её, как «работу неизвестного мастера времён Рембрандта» кому-нибудь из иностранцев. Первым «иностранцем», который заинтересовался этой картиной, был работник КГБ, выдававший себя за богатого немца.
Во время передачи картины Волкова с поличным арестовали. В итоге он получил 10 лет тюрьмы и взыскание приличной суммы на реставрацию полотна.
Через пять лет после происшествия было принято решение снять художественный фильм по мотивам этой кражи и её успешного раскрытия. Дело в том, что слухи о краже особо ценной картины из известного советского музея распространились не только у нас в стране, но и за рубежом. Но на все вопросы западных журналистов, касающиеся этих событий и слухов, наши официальные лица отвечали, что никто картину не крал, а просто она несколько месяцев находилась на реставрации.
Фильм специально постарались снять так, чтобы, как позже признался один из высокопоставленных чиновников Министерства культуры: «фикционализировать историю и таким образом представить её недостоверной».
Что интересно, через много лет, уже в конце 80-х, по распоряжению одного из руководителей Минкульта, картину «Святой Лука» передали в Одессу, в художественный музей.
Сегодня бесценная работа Франса Халса «Святой Лука» является собственностью Одесского Музея западного и восточного искусства Министерства культуры Украины.