Александр Трофимов запомнился большому количеству зрителей ролью кардинала Ришелье из кинокартины “Д’Артаньян и три мушкетёра”, а также многим знаком по образу Гоголя, которого он сыграл в киноадаптации произведения “Мёртвые души”. У него было всё для того, чтобы стать знаменитым актёром – запоминающаяся внешность, особая манера игры и большой талант. Однако принимать участие в халтурных кинокартинах и постановках он не хотел, а найти что-то достойное и действительно интересное было не так-то и просто в восьмидесятые и девяностые годы. С тех пор Александр Трофимов совсем редко появляется в новых фильмах и спектаклях, выбирает только качественные проекты. У него маленькие гонорары, зрители почти никогда не узнают его на улицах, но зато его совесть чиста. Как говорит сам Трофимов: “Главное в профессии актёра – не потерять человечность”.
Александр Трофимов увлекался творчеством с юных лет. Он писал стихотворения и песни, но посвящать этому всю свою жизнь не планировал. В пятнадцать лет он остался полной сиротой и поселился у родного дяди, который посоветовал ему поступить в техникум электронного приборостроения. В то же время парень устроился в столичный офицерский клуб мастером сцены, чтобы не сидеть на шее дяди. Как-то с ним произошла забавная история, которая, в общем-то, и заставила его получить актёрское образование. Пока никто не видел, Александр забрался на сцену и начал читать стихи. Вдруг из темноты кто-то выкрикнул: “Браво”. Оказалось, что за его выступлением наблюдал руководитель офицерского клуба, который сказал парню, что у него есть актёрский дар и его нужно развивать.
Для начала Александр Трофимов хотел убедиться, что лицедейство будет ему по душе. На протяжении года он посещал студию самодеятельности и только потом решился поступать в театральное училище им. Щукина. По его словам, приёмная комиссия долго сомневалась стоит ли его зачислять. Сложно было представить какие роли он должен был играть с таким высоким ростом (почти два метра) и необычными чертами лица, а ещё он сильно заикался и было видно, что он является очень замкнутым человеком. Однако его всё же приняли потому, что он правдоподобно мог сыграть любую эмоцию.
Уже в годы обучения Трофимов пообещал себе, что если его не возьмут в театр на Таганке – то, он вообще не будет играть в спектаклях, только в кино. Дело в том, что режиссёром этого театра был Юрий Любимов, которого наш герой считал гением. На последнем курсе Александр Трофимов смог “поймать” кумира у входа в театр и добился того, чтобы его взяли в труппу. На сцене родного театра актёр выступает даже в наши дни, но, конечно же, славу он обрёл благодаря фильмам. Он дебютировал в замечательном советском фильме “Д’Артаньян и три мушкетера” – сыграл кардинала Ришелье. Вскоре Александр Трофимов появился в картинах: “Маленький трагедии”, “Женщина в белом”, “Ромео и Джульетта” и “Мёртвые души”, а в 1987 году он сыграл капитана Крюка в сказке “Питер Пэн”.
Александр Трофимов никогда не говорит о своей жене. Как-то он упомянул лишь, что живёт с ней с двадцати двух лет, и что она у него единственная. Зато актёр довольно часто рассказывает о сыне Алексее, которого он безмерно уважает и любит. Его сын сейчас является актёром театра имени Моссовета.
Несколько лет назад в театре на Таганке сменилось руководство, и с тех пор Александр Алексеевич играет в спектаклях всего раз в месяц. “Если честно, у меня есть ощущение, что я стал в театре чужим. Из “старичков” в театре только три человека осталось, включая меня, а остальные – новые лица. Пропала атмосфера уюта. Всё уже не так, как раньше” — говорил актёр. Снимается Александр Алексеевич тоже нечасто. Хороших кинорежиссёров, которые не снимают пародии на американские фильмы и ремейки советских картин, отыскать в наши дни сложно, а играть в «проходных» фильмах он не собирается. Последний раз актёр снимался в 2014 году в фильме “На дне”. В основном Александр Алексеевич проводит время за книгами и телевизором, а также он много времени уделяет путешествиям — вместе с женой ездит по российским городам и изучает достопримечательности.