Кто такая Наталья Варлей — знают все: конечно же, знаменитая Нина из гайдаевской комедии «Кавказская пленница», лихо отплясывающая твист на огромном камне и отважно сбегающая из плена ненавистного жениха! Ещё — Панночка-ведьма из «Вия», первого советского «ужастика». Но вот имя Ирины Варлей почти никому не известно. Мы расскажем, как младшая сестра оказалась в тени старшей и почему, снявшись всего в трёх фильмах, Ирина не захотела продолжать свою актёрскую карьеру.
Как жила Ирина в тени звёздной сестры Натальи Варлей?
Заморские предки
Владимир Варлей, отец сестёр Натальи и Ирины, был морским офицером. Многих удивляла его непривычная для русского слуха фамилия, но она объясняется довольно просто: предки Владимира — родом из Уэльса, фамилия — валлийская. Ещё в XIX веке они оказались в России, здесь женились, да так и остались. Кстати, мама сестричек могла похвастать наличием французских корней. Видимо, недаром считается, что смешение разных кровей даёт необычайно яркую и привлекательную внешность: Наталья и Ирина Варлей — прямое подтверждение тому.
Цирковая артистка
Наташа Варлей с раннего детства увлечённо занималась в цирковой студии, потом поступила в цирковое училище, на отделение акробатики. В 15 лет красивая улыбчивая девушка попала на экраны: её пригласили сняться в короткометражке под названием «Новогодний праздник отца и маленькой дочери». Дебют получился удачным, но стать актрисой Наталья тогда не планировала: ей очень нравилось выходить на арену цирка и поражать зрителей своим мастерством эквилибристки.
«Кавказская пленница»
И всё-таки актёрская судьба сама её нашла. Сначала легендарный клоун Леонид Енгибаров, с которым работала Наталья, «сосватал» коллегу в фильм «Формула радуги». А во время съёмок на Одесской киностудии Варлей привлекла внимание ассистентки Леонида Гайдая — тот как раз искал спортивную девушку для своей «Кавказской пленницы». Как известно, роль «спортсменки, комсомолки, красавицы» Нины стала для Натальи судьбоносной: комедия принесла ей всенародную славу, и, конечно, у 19-летней актрисы не было отбоя от предложений режиссёров.
Следом за сестрой
13-летняя Ирина, глядя на успехи старшей сестры, решила тоже попробовать свои силы в кино: вдруг получится? Она записалась в драмкружок и старательно играла в спектаклях, надеясь «наработать опыт» для карьеры актрисы. Когда Ирине исполнилось 16, сестра посоветовала ей пройти пробы в фильм «Вальс» Виктора Титова. И у Иры всё получилось — её утвердили! Наталья радовалась так же сильно, как сама Ира.
«Вальс» Ирины
Надо сказать, когда сёстры начинали свой путь в кино, у них не было специального образования. Правда, Наталья Варлей позднее окончила Щукинское театральное училище. А вот Ирине пришлось осваивать профессию непосредственно на съёмочной площадке. И учителя рядом были уважаемые, настоящие мастера: в «Вальсе» с ней снимались Алиса Фрейндлих, Игорь Ясулович, Екатерина Васильева. Картина рассказывала о нелёгкой жизни обитателей коммунальной квартиры в блокадном Ленинграде. Нельзя сказать, что фильм стал хитом, но всё же зрители его заметили, и юная красивая актриса им очень понравилась.
Вместо сестры
Между тем, Наталья Варлей продолжала сниматься. На экраны вышел «Вий», потом «Бег» и «Семь невест ефрейтора Збруева». А вот сниматься в картине «Преждевременный человек» актриса отказалась: к тому времени она стала женой Владимира Тихонова, сына знаменитого Вячеслава Тихонова и не менее знаменитой Нонны Мордюковой, и готовилась стать матерью. Вместо себя Наташа предложила снять Иру, и режиссёр Роом согласился. Так Ирина Варлей сыграла свою вторую роль — пусть не главную, но довольно заметную. И снова молодая актриса оказалась в компании серьёзных профессионалов: Анастасии Вертинской, Нины Шацкой, Александра Калягина, Игоря Кваши.
Кино — жестокий мир…
Потом был и третий фильм, который стал для Ирины последним в карьере: «Юлька». Здесь у неё снова была главная роль, и, по мнению критиков, она вполне могла бы в будущем стать хорошей актрисой и даже превзойти в мастерстве собственную сестру. Но у Ирины было другое мнение. Она видела, как идут дела у Натальи: начались проблемы в Малом театре, где она играла. Наталья делилась с сестрой обидами на коллег, рассказывала о сложных отношениях с ними. И в кино в тот момент для «Нины» наступила вынужденная пауза: после «Кавказской пленницы» и «Вия» все роли были «проходными», казалось, всё главное уже сыграно, впереди не будет ничего интересного…
Ирина слушала сестру и делала выводы: актёрская профессия — очень ненадёжная и слишком зависимая. Очень много значит случайность, везение, стечение обстоятельств. И вообще, мир театральных и киноактёров показался Ирине слишком жестоким и несправедливым. Она решила, что этот путь не для неё. После окончания инженерно-строительного института Ирина Варлей начала работать в Государственном архиве, — да так и осталась там на всю жизнь. Вышла замуж, родила детей, и всю свою любовь и заботу направила на семью.
Ирина никогда не жалела, что её жизнь сложилась именно так, а не иначе: семья для неё — высшая ценность, и уж точно важнее съёмочной площадки или сцены. Младшая сестра «Кавказской пленницы» всего однажды согласилась дать интервью — когда снимали документальный фильм к 70-летию Натальи Варлей. Ирина призналась: опыт в кино для неё — всего лишь одно из воспоминаний, да, яркое и приятное, но не более. Главной своей ролью Ирина считает роль матери и жены, и уверена, что справляется с ней отлично.