«Очень порадовал меня Абдрашитов, снявший учебный фильм «Репортаж с асфальта» чрезвычайно глубокого содержания… Это кинематограф», – так легендарный Михаил Ромм охарактеризовал первую работу своего ученика.
Сегодня самого Вадима Абдрашитова нередко называют легендой кинематографа. В его фильмографии 13 картин, включая короткометражки и дебютную документальную ленту. Большинство из них отмечено профессиональными наградами и восхищенными отзывами критики. Но главное, что все творчество мастера отличается той самой глубиной содержания, которую оценил не только Ромм, но и вдумчивая зрительская аудитория.
Друзья, 19 января известный кинорежиссер и педагог отмечает день рождения. Поздравляем Вадима Юсуповича и предлагаем вспомнить несколько его работ.
Остановите Потапова! (1974)
Короткометражный сатирический фильм «Остановите Потапова!» – курсовая работа Вадима Абдрашитова, снятая по рассказу Григория Горина. Это зарисовка о жизни сотрудника некоего НИИ, вруна и приспособленца. Картина получила несколько наград, включая приз всесоюзного кинофестиваля «Молодость» за лучшую режиссуру и Главный приз кинофестиваля ВГИКа. Режиссер Юлий Райзман, тогда художественный руководитель творческого объединения «Товарищ» на киностудии «Мосфильм», сказал талантливому студенту: «Заканчивайте все эти образования, защищайтесь досрочно и приходите на «Мосфильм». Мы вас ждем, будете снимать». Во ВГИКе курсовую зачли в качестве дипломной работы и Абдрашитов окончил вуз на год раньше положенного срока.
Слово для защиты (1976)
Придя на «Мосфильм», начинающий режиссер начал выбирать сценарий для будущего фильма. «Читал год. Прочел почти две сотни сценариев.Но это было не мое…», – вспоминает он. Наконец, заинтересовала работа недавнего выпускника ВГИКа Александра Миндадзе. Сценарий под названием «Кто-то должен защищать» был написан от лица адвоката Ирины Межниковой, которая делится впечатлением о ведении дела девушки, покушавшейся на жизнь своего любовника. Абдрашитов и Миндадзе встретились. Оказалось, что они видели работы друг друга на вгиковских фестивалях. С фильма «Слово для защиты» началось их сотрудничество, выразившееся в 11 совместных картинах.
На роль адвоката Межниковой была приглашена Ирина Купченко. С Мариной Нееловой, играющей подзащитную Костину, у них получался яркий дуэт. Однако примерно на трети картины Купченко серьезно заболела, врачи категорически запретили ей работать. Руководство «Мосфильма» предложило закрыть картину или переснять, уложившись в оставшийся срок и бюджет. На поиски другой исполнительницы дали неделю. Главную роль в новой версии сыграла Галина Яцкина. Абдрашитов благодарен актрисе за то, что она отложила все дела, полностью посвятила себя съемкам и прекрасно справилась с задачей. Тем не менее он признает, что в целом история получилось немного иной, чем планировалось с Купченко.
Охота на лис (1980)
Сдача всех картин Абдрашитова и Миндадзе проходила нелегко. Но режиссер говорит, что относился к трудностям приемки, как к нормальному этапу работы над картиной. Иногда соглашался на незначительные правки «для вида», но серьезных изменений удавалось избегать. Драма «Охота на лис» стала единственным фильмом, в котором пришлось вырезать ключевую сцену финала. По задумке авторов, после встречи в ресторане Белов (Виктор Гостюхин) избивал отсидевшего срок Беликова (Игорь Нефедов) в том же парке, где били его самого. «После «Охоты на лис» меня уволили с «Мосфильма», правда, на три дня. Такая драма была! Но, по сравнению с другими судьбами, это ерунда», – признается Вадим Юсупович.
Парад планет (1984)
Фильм «Парад планет» сдавали в течение девяти месяцев. Абдрашитов категорически отказывался вносить правки, тем более, что не видел в содержании картины ничего «криминального». Чтобы повлиять на несговорчивого автора, руководство киностудии созвало расширенный худсовет, куда были приглашены коллеги режиссера. «Они размазали картину, топтали ее с чудовищной агрессией. Хотя были люди, которые вели себя достойно: Сергей Бондарчук, Игорь Таланкин, Марлен Хуциев», – вспоминает Абдрашитов. Фильм удалось сдать без значительных исправлений.
Слуга (1988)
На Берлинском кинофестивале драма «Слуга» была удостоена премии Альфреда Бауэра «За открытие новых путей в киноискусстве». Вадим Юсупович говорит, что точно не знает, какие приемы, использованные в фильме, заслужили поощрение жюри. Возможно, способ подачи материала, ведь история отношений водителя Клюева (Юрий Беляев) и чиновника Гудионова (Олег Борисов) показана одновременно в двух временных планах. Причем порядок повествования прерывается, чтобы показать какие-то события из прошлого.
Кроме того, лента получила приз экуменического жюри фестиваля – за творческую разработку проблем существования Бога и дьявола. Авторы фильма были приятно удивлены, что была отмечена эта линия сюжета, поскольку она не звучит на первом плане, но присутствует. «…При абсолютно материальном наполнении Гудионова, которого сыграл Олег Борисов. Этот персонаж узнаваем, я сам знаю таких начальников… Но, несмотря на узнаваемость, там копытца дьявольские все же угадываются, – говорит Абдрашитов.