Вадима Спиридонова ни с кем не перепутаешь. Очень уж ярок. Выразителен, фактурен. Харизматичен, как сейчас говорят. Зрители его обожали. Особенно женщины. Рассказывают, что, когда однажды Спиридонов выступал в одной из женских колоний, пришлось удваивать конвой: тюремные сиделицы не хотели отпускать из своих застенков этого красавца-мужчину.
Так случилось, что Вадим Спиридонов прославился ролями отрицательных персонажей. Да так вжился в эти образы, что даже слухи о нем ходили: дескать, криминальное прошлое имеет, выпивает крепко. И, вообще, бунтарь и мятежник по натуре. Как потом оказалось, все это плоды разбушевавшегося зрительского воображения. На деле Вадим Семенович происходил из интеллигентной московской семьи. Да и сам человеком был порядочным, честным, тихим и спокойным. Спиртным, кстати, не злоупотреблял из-за некрепкого здоровья.
Но обо всем по порядку.
К актерской профессии Вадим Спиридонов пришел не сразу. Хотя и мечтал о ней с детства.
После окончания восьмилетки, Вадим учился в школе рабочей молодежи и работал на завод слесарем-сборщиком. А потом поступил в Школу-студию МХАТ. Но отучился там всего полгода – исключили за драку: вступился за девушек. Парень он был гордый и не стал просить восстановления. Начал подрабатывать рабочим сцены в театре имени Маяковского. И только через несколько лет Вадим Семенович поступил уже во ВГИК. Тогда на свой курс набирали студентов Тамара Макарова и Сергей Герасимов, а этот шанс нельзя было упустить. Вадим был несколько старше своих сокурсников (с ним учились будущие знаменитости: Аринбасарова, Белохвостикова, Гвоздикова, Ерёменко-младший). Те поначалу относились к нему настороженно, а потом полюбили «за тепло и нежность, которые он дарил», за «широкий русский характер».
Закончив ВГИК, Вадим Семенович устроился в Театр-студию киноактера. Красивый, высокий, яркий и темпераментный Спиридонов сразу заинтересовал режиссеров.
Первую кино-роль Спиридонов сыграл в 1969 году, еще будучи студентом. Это была социальная мелодрама Сергея Герасимова «У озера». Вадим создал образ Иннокентия Коновалова, простоватого, но дерзкого работяги, ухаживающего за героиней Н. Белохвостиковой.
Потом было много заметных ролей. Режиссеры быстро оценили серьезный подход Вадима Спиридонова к профессии, его самозабвенность в работе: играя роль, он перевоплощался полностью, буквально сливался со своим персонажем.
Казалось, роли сами находили его. В карьере актёра насчитывается более 30 работ в кино. Среди них немало ролей героико-патриотических. Зрители с готовностью вспомнят многие из них. Например, полковника Владимира Иверзева в военной драме «Батальоны просят огня».
Командира группы Волоха в патриотической картине «Дожить до рассвета». Капитана пограничной заставы Валерия Орехова из киноленты «Люди в океане». Офицера Флёрова из драмы о советских космонавтах «Укрощение огня». Особое место среди ролей Вадима Спиридонова занимает образ командарма Семена Буденного, которого он изобразил на экране дважды: в фильмах «Первая конная» и «Оглашению не подлежит». А еще полковник Деев в «Горячем снеге», капитан морской пехоты Евгений Швеца в фильме «Ответный ход».
Но прославили актера отнюдь не образы правильных героев.
Воистину, звёздным стал кино-образ Фёдора Савельева в киноэпопее «Вечный зов». Кстати, именно эта роль принесла Вадиму Спиридонову не только большую популярность, но и Государственную премию СССР в 1979 году. Это был один из тех редчайших случаев, когда актер награждался за исполнение не просто отрицательной роли, а роли предателя, изменника Родины. Но такой внутренней силой, колоссальным актерским мастерством была проникнута эта кино-работа, что не оценить было невозможно.
От Федьки Савельева исходила мощная энергетика и просто сумасшедшая притягательность. Надо сказать, что Вадим Спиридонов к этой неоднозначной роли очень стремился. Когда проходил пробы, очень волновался. И недаром. Создатели фильма поначалу не хотели его брать. Боялись его пронзительного, неистового взгляда, требовательности к себе и к съемкам. А потом не могли нарадоваться.
А автор одноименного романа, писатель Иванов, сказал о Спиридонове так: «… сыграл Федора так, как я не мог о нем написать». Это ли не высшая похвала? Роль Федора Савельева, вообще, стала для Вадима Семеновича потрясением. Он не играл ее – жил! Артист так отзывался об этой работе: «Я просыпаюсь и знаю, что я Федор. Знаю, чем он живет, как ест, как спит, как любит, как подходит к своей жене. Знаю о нем все».
Но эта киноработа была не только бесспорной профессиональной удачей, но и бременем для Спиридонова. Зрители преследовали артиста своим вниманием. Далеко не всегда лестным. Ведь Спиридонова отождествляли с его мрачным героем. Актёра очень обижала такая слава. Но звездная роль Савельева предопределила дальнейшее амплуа Вадима Спиридонова.
Ну что поделать! Был Спиридонов совершенно не подражаем в обличии темпераментных, но несколько зловещих субъектов.
Таков бывший кулак Фёдор Макашин из дилогии «Любовь земная» и «Судьба», ставший во время войны предателем-полицаем.
Психологический рисунок этого образа более однозначен, чем в «Вечном зове». И реакция зрителей была еще более бурная. Многократно Спиридонова останавливали на улицах, извергали на него потоки ненависти и даже несколько раз хотели избить. Говорят, на актёра на улице несколько раз нападали с криком: «Предатель идёт, бей его!». Зрители не хотели верить, что Спиридонов и Макашин — совершенно разные люди.
Заносчивого и беспощадного сторонника царевны Софьи Фёдора Шакловитого в историческом фильме «Юность Петра» тоже добропорядочным не назовешь. Колоритен и матерый бандит по кличке «Соболь» в остросюжетном фильме «Прощальная гастроль «Артиста».
Вадим Спиридонов был разносторонен в актерском мастерстве. Так, на протяжении многих лет он занимался дубляжом. Делал это очень талантливо. На его счету более 500 работ. Голосом Спиридонова в разные годы говорили мировые звёзды кинематографа: А. Делон, Ж. Депардьё, Д. Николсон, М. Пикколи, П С. Николаеску, А. Баччан идр. При этом актер так мастерски умел менять голос, что иногда озвучивал сразу по несколько персонажей одного фильма.
Близко знавшие Спиридонова люди любили его за абсолютную бесхитростность и какую-то житейскую душевность. С виду жесткий и занозистый, он на самом деле был ранимым и светлым человеком. Но простым его никто бы не назвал.
Вадим Семенович не был лишен амбиций. Он постоянно жаждал покорения новых высот. Со временем возможности профессии актера его не удовлетворяли. В какой-то момент он решил сам снимать кино. Первая работа Спиридонова – короткометражка «Два человека» понравилась критикам. И у Самойлова появилась мечта – снять исторический фильм.
Но наступили непростые времена. Конец 80-х. Воплощение многих творческих замыслов стало невозможно. ..
Личная жизнь
А теперь несколько слов о личной жизни Вадима Спиридонова.
Многие считают, что красивый мужчина непременно должен быть дон-жуаном. Не всегда. К Вадиму Спиридонову подобное утверждение не имеет никакого отношения. Конечно, у актёра было множество поклонниц, но всю жизнь он любил свою единственную жену, прожил с ней 27 лет и был ей верен.
Вадим и Валентина познакомились ещё в детстве. Уже в юности решили пожениться. И даже родители Валентины, долгое время противившиеся этому союзу, не могли им помешать. Молодые люди поженились. И долгие годы жили душа в душу. Одно омрачало их счастье: не было детей. Виной была ошибка молодости. Вскоре после свадьбы Валентина, опасаясь материальных трудностей, избавилась от беременности…
Как и всякая творческая, впечатлительная личность, Спиридонов был подвержен депрессиям. Может, даже в большей степени, чем другие. Особенно его угнетала сложившаяся в стране в конце 80-х обстановка. Наверно, желая скрыться на время от реальности, Вадим Семенович увлекся астрологией и нумерологией, познакомился с Джуной Давиташвили, Павлом и Тамарой Глоба. Открыл для себя роковое число – 7. Был уверен, что уйдет из жизни 7 числа. Так и случилось.
7 декабря 1989 года Вадим Спиридонов прилег дома отдохнуть перед дорогой на съёмки, проходившие в Минске. Когда жена зашла в его комнату, то знаменитый актер уже не дышал. Скончался от сердечной недостаточности.
Ему было всего 47 лет.