У этой актрисы в кино практически не было главных ролей, но при этом ее помнят и любят. У Валентины Владимировой была своя ниша — несгибаемой русской бабы, которая и в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит. Иногда актрису даже называют главной крестьянкой отечественного кинематографа. Почему же она умерла, выражая сожаление о прожитой жизни?
Выразительница своего времени
22 ноября Валентине Харлампиевне Владимировой могло бы исполниться 95 лет. Во время Великой Отечественной уроженка украинского села Василевка (Кировоградская обл.) 13-летней девочкой оказалась в оккупации. Что ей пришлось пережить, остается только догадываться. С тех пор у нее в голосе появилась хрипотца, от того что зимой приходилось бегать по снегу босиком. Немцы забирали у жителей села даже валенки.
По окончании войны девушка поступила в вуз города Харькова на экономический факультет, но после 2-го курса забрала документы и отправилась покорять ВГИК. Ей повезло, что курс набирали Б. Бибиков и О. Пыжова, которые отличались тем, что искали таланты из народа. Валентина Дубина (девичья фамилия актрисы) великолепно пела и выделялась среди сокурсников скромностью, открытостью и простотой. Даже на «народном» курсе она была самой «народной».
Ее высмотрел великий Довженко и пригласил в свою картину «Поэма о море» (1958). Более того, он предложил ей самой выбрать роль. Прочитав сценарий, актриса выразила желание воссоздать образ Марии Кравчины, матери 4-х детей. Для нее роль стала знаковой, хотя снимала картину уже вдова Довженко Юлия Солнцева. После Кравчины почти во всех фильмах у героинь актрисы обязательно были дети, заботы, хозяйство: коровы, гуси, тракторы.
Сыгравший с ней в картине «Председатель» (1964) Михаил Ульянов в фильме Л. Филатова «Чтобы помнили» (серия 39) назвал Валентину Владимирову «выразительницей времени», в котором она жила. 50-60-е гг. — это период «несгибаемых баб». В этой ипостаси она была необычайно достоверной, органичной и естественной. В съемках «Председателя» участвовало много обычных старух, которые прошли все муки колхозного ада. Среди них Валентина Харлампиевна казалась абсолютно своей.
Владимирову можно считать вполне состоявшейся актрисой. Она сыграла более чем в 100 картинах:
Авдотью в «Простой истории » (1960);
Лизу в х/ф «Женщины» (1965);
жену директора школы в «Авдотье Павловне» (1966);
буфетчицу в х/ф «Не забудь… станция Луговая» (1966):
мать Чернышева в «Трех днях Виктора Чернышева» (1967);
Марью Кирилловну Громову в «Угрюм-реке» (1968).
Последняя роль — самая крупная в ее карьере, после чего актриса получила звание заслуженной артистки РСФСР.
Будут потом и еще роли. В сериале «Тени исчезают в полдень», «Молодой жене», «Расписании на послезавтра»… В последней картине актриса блестяще сыграет бабушку, через всю жизнь пронесшую любовь к французскому летчику. Обращаясь к внуку, она просит: «Свози меня в Париж».
Вот такой же верной была и сама актриса, 39 лет прожившая с мужем — кинооператором Валерием Владимировым.
Немного о личном
Валентина и Валерий познакомились во ВГИКе, став мужем и женой еще студентами. Сокурсники вспоминают, что Бибиков очень не хотел, чтобы девушка меняла фамилию. На украинский манер она звучала с ударением на втором слоге: Дуби́на. Вокруг этого всегда ходило много шуток, однако Борис Бибиков считал, что в актёрской среде Валентина будет такой одна.
Но актриса взяла фамилию супруга, оставаясь до конца дней Владимировой. Это был счастливый брак. Вместе супруги прожили 39 лет, до самой кончины Валерия Борисовича. За свою жизнь тот снял 12 картин, среди которых «Старшая сестра», «Весна на Одере», «Без права на ошибку». К сожалению, в конце 80-х у него случился инсульт.
Валентина Владимирова буквально вытащила супруга с того света, выхаживая его и занимаясь реабилитацией. Еще не восстановившись до конца, оператор сел за руль автомобиля. Жена не смогла его отговорить. В дороге Валерию Владимирову стало плохо, и он попал в смертельное ДТП. Это случилось летом 1990 года.
У пары есть дочь Оксана, о которой почти ничего не известно. Впрочем, как и о самой Валентине Владимировой, чью судьбу биографы воссоздают по воспоминаниям ее сокурсников и коллег. Говорят, что смерть супруга ее сильно подкосила. Пережив его на 4 года, все их актриса провела в одиночестве в небольшом деревенском домике, где приходилось самой и дрова колоть, и воду носить. Почему так произошло? Только ли уход супруга сыграл в этом решающую роль?
«Жизнь даром прошла»
Есть версия, что разочарование в профессии пришло к актрисе после картины «Белый Бим Черное ухо» (1976). Впервые Валентина Владимирова сыграла ярко отрицательную роль злобной соседки, погубившей полюбившуюся зрителям собаку. Первоначально актриса и сама не соглашалась создавать на экране образ мерзкой тетки, но Станислав Ростоцкий, режиссер картины, умел убеждать.
Валентина Владимирова не ожидала, что после фильма даже соседки перестанут с ней здороваться, а зрители мешками начнут писать письма, вопрошая, за что она так не любит животных. Все это говорило лишь об одном — насколько достоверно сыграла актриса свою роль. Но ей было не легче. Пришлось даже взять в дом собаку, демонстрируя окружающим, что она любит животных.
Конечно, это неприятно, но и после 1976 года актриса много снималась, умея передавать характер даже в небольшой роли. Играла она и в Театре киноактёра. Так, Геннадий Корольков делился впечатлениями от ее игры в «Грозе» А. Островского. Валентина Владимирова мастерски создавала на сцене образ Кабанихи.
Однако выйдя на пенсию, актриса покинула Театр киноактёра и пропала с экранов. Коллеги объясняют это только одним: актриса устала бороться. К сожалению, за роли в театре приходится сражаться. Да и кинематографический мир не лишен интриг, сплетен и несправедливости. Возможно, актриса ждала, что ее будут приглашать сниматься и после ухода из театра, но телефон молчал. О ней забыли.
Т. Конюхова говорит о том противоречии, который возникает с возрастом:
К актёру приходит мастерство, зрелость, а тут-то все и обрывается.
Владимировы жили на Мосфильмовской улице, напротив студии. Видимо, для Валентины Владимировой это было тяжело. И она решила уехать в деревню, где провела последние годы в одиночестве. Самое удивительное, что ее уход практически прошел незаметно. Об этом почти не сообщали в прессе и на ТВ. Некоторые из коллег узнали, что Валентины Харлампиевны не стало в марте 1994-го, спустя два и более месяца.
Римма Маркова вспоминает последнюю встречу с актрисой. Та уже была не похожа на веселую хохотушку, добрую и сердечную женщину. Валентина Владимирова сетовала: «Жизнь даром прошла!»
К сожалению, время, выразителем которого актриса являлась, ушло. В 90-е возникла потребность совсем в других героях. Да и кино почти не снималось. Но я уверена, что вы, дорогие читатели, помните артистку и готовы поделиться ролями, которые остались в вашей памяти.
Может, вспомните ее роли…