Он был старше ее на 20 лет. Вместе они сыграли в 6 фильмах. Она трижды выходила замуж, а он всю жизнь прожил с одной женщиной. Об их отношениях много лет судачила вся кинематографическая Москва и все ждали, когда состоится свадьба.
Какие отношения связывали одну из самых красивых актрис в истории советского кино и одного из самых влиятельных людей в советском кинематографе?
Евгений Семенович Матвеев (1922-2003) к моменту их знакомства был уже прославленным актером и режиссером. Чуть позже он станет секретарем правления Союза кинематографистов СССР.
Валерия Гавриловна Заклунная (1942-2016) – актриса одного из киевских театров, свои первые, пока еще небольшие роли в кино, сыграла в 1966 году в картинах Киевской киностудии имени Довженко. Кто знает, как сложилась ее судьба, смогла бы она получить всесоюзную славу, если бы не случай.
В 1972 году знаменитый советский кинорежиссер Алексей Салтыков готовился к съемкам картины «Сибирячка». В главной роли уже был утвержден Народный артист РСФСР Евгений Матвеев. А на главную женскую роль Салтыков выбрал малоизвестную украинскую актрису.
Встреча Матвеева и Заклунной на съемочной площадке фильма «Сибирячка» стала знаковой для истории советского кино.
Обычная производственная драма, из тех, что ежегодно штамповал советский кинематограф, оказалась достаточно популярной. 23 миллиона зрителей, купивших билеты, зацепила история конфликта между начальником строительства крупной электростанции (Матвеев) и секретарем райкома (Заклунная), которая не в восторге, что на ее «земле» ведется стройка века.
Кроме чисто производственных проблем, важной сюжетной линией стали личные отношения героини Валерии Заклунной. Партийное руководство пытается запретить ей любить женатого археолога (Роман Громадский). Этот момент чуть позже Евгений Матвеев использует в своем главном фильме.
Именно на съемках «Сибирячки» между двумя исполнителями главных ролей возник роман. Ей 30 лет, ему – 50.
Коллеги прославленной пары уже в наши дни вспоминали, что Евгений Матвеев был просто поражен красотой молодой киевлянки. Несколько лет он жил на два дома – в Киеве и у себя в Москве. Жена все знала, но терпела, ждала, когда образумится.
Сама Валерия также была замужем. Ее второй муж – малоизвестный украинский актер Валерий Сивач (1929-2004) не мог ничего не замечать.
Валерия Заклунная после успеха «Сибирячки» по-прежнему прозябает на Киностудии имени Довженко в ролях второго плана. В 1974 году Евгений Матвеев в качестве режиссера снимает мелодраму на колхозную тематику «Любовь земная». Фильм посмотрят 51 млн. советских зрителей. Советская «санта-барбара» про коллективизацию покорит женские сердца нескольких поколений зрителей.
Актриса сыграла Катерину – сестру главного героя Захара Дерюгина в исполнении Евгения Матвеева.
Захар Дерюгин в фильме «Любовь земная» никак не может выбрать между женой и молодой любовницей. Евгений Матвеев во время съемок картины переживал точно такие же чувства.
В фильме-продолжении «Судьба» (1977), который в кинотеатрах посмотрели 58 млн. человек, судьба Катерины Дерюгиной окажется трагической. Великая песня Анны Герман и Льва Лещенко «Эхо любви», как раз и посвящена чувствам героев Валерии Заклунной и Юрия Яковлева.
Евгений Матвеев и Валерия Заклунная сыграют вместе в двух фильмах из знаменитой трилогии – «Фронт за линией фронта» (1977) и Фронт в тылу врага» (1981). Его персонаж – секретарь подпольного обкома партии. Ее героиня – военврач, ставшая супругой главного героя в исполнении Вячеслава Тихонова.
Между двумя этими лентами, Валерия Заклунная и Евгений Матвеев наконец-то сыграли в кино влюбленную пару. Мужа и жену.
Картину «Особо важное задание» (1980, 43 млн. зрителей) снова поставил Матвеев. Он же в главной роли директора авиационного завода в годы войны. Его экранная супруга – бывшая летчица, сначала работает с мужем, но потом все-таки отправляется на фронт. Где и погибает в бою с немецким истребителем.
В последнем совместном фильме «Фронт в тылу врага» героиня Валерии Заклунной также погибает в самолете. Символично, что вместе с ней в этот момент находится герой Евгения Матвеева. В начале 80-х их отношения, судя по всему, подошли к концу. Говорили, что он был готов уйти из семьи и даже делал ей предложение, но она отказала.
Больше на съемках они не пересекались. Евгений Матвеев не позвал Валерию ни в знаковый фильм «Победа» (1985), ни в трилогию «Любить по-русски» (1995-1999).
Надо признаться, что Евгений Семенович оказал Валерии Заклунной серьезную протекцию в кино. За исключением маленькой, но яркой роли в «Место встречи изменить нельзя» у актрисы больше не будет работ, сравнимых с фильмами Матвеева и с Матвеевым.
Но это именно тот случай, когда личные отношения пошли на работе во благо. Никто не упрекнет актрису в непрофессионализме. Отношения Валерии Заклунной и Евгения Матвеева на экране и в жизни сделали отечественное кино только лучше.