Ведущая актриса театра имени Моссовета Вера Петровна Марецкая была востребована в кино и любима советской властью. А все потому, что идеально вписывалась в типаж женщины-героини: активистки и коммунистки.
Она одинаково превосходно могла сыграть и сельскую учительницу, и испанскую красавицу. Хороша была и в комедиях, и в трагедиях. Жизнерадостная, неунывающая, порой забавная и комичная. Именно такой она была в глазах зрителей, такой они ее и запомнили.
Актриса прожила достойную жизнь, наполненную счастьем, болью, предательством и потерями. Но до последнего дня оставалась верна своим жизненным принципам.
Вера Марецкая родилась в 1906 году в подмосковной Барвихе. Отец заведовал буфетом в цирке, и Верочка буквально выросла в атмосфере закулисья.
Стать актрисой она мечтала с детства, а вот родители были против, считая комедиантство плохим вкусом и несерьезным занятием. Вера не хотела расстраивать любимых, поэтому без особого труда поступила на философский факультет МГУ, но через год ушла оттуда.
Поступать в студию школу-студию при Театре Вахтангова ей пришлось тайно. Конечно, совсем скоро ее разоблачили. Дома был грандиозный скандал. Но со временем всё успокоилось. Тем более начинающая артистка начала демонстрировать чудеса лицедейства.
Получив диплом, девушка отправилась работать по приглашению своего наставника Юрия Завадского в недавно созданную им театральную студию.
Здесь ей сопутствовал успех. Иначе и быть не могло, ведь учитель практически сразу начал отдавать ей все ведущие женские роли. Надо отдать должное, со всеми образами Вера блестяще справлялась. Вскоре появились и поклонники, которые приходили в театр специально на Марецкую.
В кинематографе артистке тоже сопутствовала удача. В 1925 году в прокат вышла картина «Закройщик из Торжка» где 19-летняя Вера сыграла домработницу Катю. С этого момента новые предложения посыпались на нее, как из рога изобилия.
Личная жизнь Веры Петровны сложилась не совсем счастливо. С первым супругом, театральным режиссером Юрием Завадским, она рассталась, когда их сыну Жене было 4 года.
Об отношениях мужа на стороне Вера узнала из анонимки. Откровения «доброжелателя» стали для неё полной неожиданностью. Поначалу она не хотела верить написанному. Но, сопоставив факты, поняла: муж изменяет.
Сам режиссер оправдываться не стал и сразу же во всем признался. Однако до последнего был уверен, что супруга одумается, простит и не уйдет от него. Но надо было знать характер Веры Петровны, она всегда была решительна во всех вопросах. И здесь тоже.
А вот вычеркнуть бывшего мужа из своей жизни так и не смогла. Мало того, что актриса всю жизнь считала его главным мужчиной в своей жизни, настоящим другом, она сумела подружиться и с будущей женой Завадского- Галиной Улановой.
После того как Юрию Александровичу предложили место режиссера в театре Ростова- на- Дону, Вера была первая, кого он позвал поехать с ним. И она, не задумываясь, согласилась.
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Здесь судьба свела Веру с актером Георгием Троицким. По словам Марецкой, он не был гением, как Завадский, зато имел очень доброе сердце и умел беззаветно любить. Незадолго до войны в семье родилась дочь Маша.
А спустя три года Троицкий погиб на фронте…
Фильм «Она защищает Родину» с участием Марецкой вышел на экраны спустя несколько дней после его гибели. После просмотра на студии присутствующие в зале отводили полные слез глаза от актрисы. А сама она так и не узнала в тот день, что страшное в ее жизни уже произошло.
Так получилось, что похоронку принесли в театр и передали коллегам. Никто из них не решился рассказать ей о трагедии накануне сдачи фильма. Она узнала о смерти мужа только на следующий день. Это известие подкосило Веру, но актриса нашла в себе силы жить и работать дальше.
К тому времени студия, руководимая Завадским, уже вернулась в Москву и объединилась с театром имени Моссовета. Через некоторое время Юрий Александрович стал его художественным руководителем.
Под его руководством великолепная Вера играла Машеньку, Надежду Дурову и Мирандолину — неподражаемую хозяйку гостиницы Гольдони. И в любых образах она была органична, будь то комедия или драма.
Жаль только, что очень мало снималась. До отчаяния мало! Но зритель помнит не сыгранную, а прожитую актрисой жизнь в картине «Член правительства». Ее неподражаемую чеховскую акушерку Змеюкину в фильме «Свадьба».
А как она хороша в «Сельской учительнице». Впрочем, как и везде, где снималась. Гримеры долго думали, как сделать грим ее Варваре Мартыновой. Ведь по сюжету она должна была играть и молодую девушку, и шестидесятилетнюю учительницу.
Но Марецкая сама все решила. Войдя в кадр без грима, она махнула рукой оператору: «Снимайте». И роль удалась. За нее она получила четвертую Сталинскую премию.
После гибели мужа Вера больше не пыталась устроить личное счастье, хотя поклонники у нее были всегда. Ростислав Плятт, коллега по сцене, очень любил ее. Мужчина был женат, но готов был оставить семью, чтобы быть рядом с любимой. А вот сама она чужую семью разрушать не спешила.
В последние годы народную артистку стали мучить регулярные головные боли. Она старалась не обращать внимания, списывая все на усталость и возраст. А тут еще у дочери, потерявшей мужа, начались серьезные проблемы в психологическом плане.
Вера Петровна разрывалась между работой, родными и личными делами.
Видя, что его верная подруга угасает, Юрий Завадский предложил ей роль миссис Этель Сэвидж, которую в театре Моссовета играли Фаина Раневская и Любовь Орлова. Конечно, она согласилась, не раздумывая.
Ее миссис Сэвидж — верх настоящего актерского мастерства. Неслучайно Центральное Телевидение положило в свои архивы запись спектакля именно с Марецкой в главной роли.
Да, Завадский дал ей эту роль, когда она была уже смертельно больна. Просто он не мог поступить иначе. Но Любовь Орлова не ожидала такого решения и очень обиделась и на Веру Петровну, и на Юрия Александровича.
Их не стало почти одновременно: Любовь Орловой в 1975 году, через два года — Юрия Завадского. С любимой актрисой Верой Петровной Марецкой зрители простились в 1978.