Спроси любого, мал-мальски разбирающего в кино школьника, какие роли Евгения Леонова ему знакомы, то он точно не назовёт те странные персонажи, кои совершенно неожиданно проникли в комедийную стезю этого замечательного актёра. Вот незадачливый повар из «Полосатого рейса» или удачливый фотограф из «Зигзага удачи» – это он, НАШ Леонов. Да и в популярнейших «Джентльменах удачи» , даже «раздвоившийся» мужчина, … определённо на своём месте»…
Но ежели кто надумает включить на досуге жестокую военную драму «Донская повесть», снятую загадочным Владимиром Фетиным в 1964 году, то осознать, что здесь делает 37-летний Евгений Павлович, им будет трудновато. Для придания, мило пухлолицему артисту, некой необходимой брутальности, тому пришлось всю картину проходить с 5-дневной щетиной.
К тому же роскошная 22-летняя Людмила Чурсина была на полголовы выше своего партнёра. Вообще, если в первый раз в наши дни посмотреть этот серьёзный фильм, то «по-житейски» не реально понять, как такая яркая барышня могла сойтись со столь неказистым казаком по-имени Яков Шибалок. Ну, не очень похож на роскошного Евгения Урбанского был в те годы Евгений Павлович,…. совсем-совсем…
Ещё один не слишком понятный для меня выбор «приключился» на съёмках «автогоночной» картины самого Игоря Масленникова, просто названной «Гонщики». Взгляните на крутого «Дядю Ваню» (без чеховских ассоциаций) в исполнении отчаянно круглолицего тов. Леонова, особенно, когда он мчит за рулём «Москвича» по залитому дождём, шоссе. Ну, не может так выглядеть заслуженный мастер спорта СССР по гонкам, с какого ракурса его не снимай. Возможно, режиссёру мечталось создать явный контраст между «уходящим» Леоновым и лихим героем худого Олега Янковского. И поверьте, именно это ему удалось в полной мере…
Правда, есть кино, которое даже мне удалось увидеть лишь единожды. Это совместное советско-норвежское производство, затеявшее в 1973 году военный фильм под названием «Под каменным небом». Артисты с «нашей стороны» были самые-самые: Бурляев, Солоницин, Янковский и даже любимец Тарковского, Николай Гринько. А на главную роль старшего лейтенанта Кравцова позвали тов. Леонова. И вот сцена, где этот одетый в телогрейку и ватные штаны могучий актёр возлежит у пулемёта Дегтярёва и палит по врагу. Нет, на фронте и не такое случалось, но видеть несочетаемое в серьёзном кино, как-то странновато.
Это как у того же Тарковского в сцене пыток героя Юрия Никулина, когда пришедшие в кинотеатр на пронзительного «Андрея Рублёва» зрители, вдруг, начинали смеяться. Ведь для них, устоявшийся образ Юрия Владимировича, как клоуна или горького пьяницы, казался таким же забавным и в этой, крайне жестокой сцене. Но так это ж надумал… гений…
Конечно, в своих лучших ролях, таких как в фильме «Старший сын» или «О бедном гусаре замолвите слово», даже серьёзный Евгений Леонов, безупречен. Особенно хорош его Андрей Григорьевич Сарафанов в знаменитой драме по Вампилову. В этой, на первый взгляд простой истории, блистательный Виталий Мельников сумел полностью раскрыть гений Евгения Павловича, создав в 1975 году настоящий киношедевр на все времена….