«Труд, помощь ближним, любовь, доброта и милосердие. Это самое главное в жизни. И вот, может быть, я поэтому и живу так долго», – говорил Владимир Зельдин и уверял, что отсутствие зависти весьма способствует долголетию. Добавим, что и творческому долголетию, по-видимому, тоже. Ведь Владимир Михайлович даже в свои 101 год выходил на сцену Театра Российской армии и участвовал в концертах.
Вот несколько историй, связанных с актерской карьерой удивительного артиста.
Владимир Михайлович Зельдин – 10 февраля (по новому стилю) 1915 г. — 31 октября 2016 г.
Место рождения – Козлов, Тамбовская губерния (ныне Мичуринск, Тамбовская область).
Образование – Производственно-театральные мастерские (училище) при театре Московского губернского совета профессиональных союзов (МОСПС).
Избранная фильмография: «Свинарка и пастух», «Сказание о земле Сибирской», «Учитель танцев», «Карнавальная ночь», «Дядя Ваня», «В квадрате 45», «Вино из одуванчиков», «Блокада», «Принцесса на горошине», «Дуэнья», «Добряки», «Инспектор Гулл», «Рафферти», «Женщина в белом», «Десять негритят», «Искушение Б.», «Сваты», «Классик».
Свинарка и пастух (1941)
На пробы в картину Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» Владимир Зельдин попал благодаря ассистентке режиссера. Она увидела его на сцене Театра транспорта в образе рядового Гоглидзе в спектакле «Генеральный консул». На роль пастуха-дагестанца Мусаиба пробовались и несколько артистов Театра Руставели, который как раз находился в Москве на гастролях. Пырьев долго не мог определиться с выбором и собрал женский «худсовет» – из гримеров, костюмеров и других сотрудниц съемочной группы. Дамы проголосовали за Зельдина.
22 июня 1941 года съемочная группа вернулась в Москву из киноэкспедиции в Кабардино-Балкарию. Большая часть мужчин группы почти сразу получила повестки и работа над фильмом остановилась. Но через несколько дней пришло постановление Комитета по кинематографии, как предполагается, инициированное Сталиным. Актерам дали бронь, съемки возобновили. Владимир Михайлович считал, что картина спасла ему жизнь, ведь из его сверстников, ушедших на фронт в первые месяцы войны, мало кто вернулся домой.
Учитель танцев (1952)
Зельдин утверждал, что фильм «Свинарка и пастух» не сделал его знаменитым. Актер внешне отличался от своего киногероя, поэтому зрители в обычной жизни его не узнавали. Что такое популярность, актер узнал после спектакля «Учитель танцев» и особенно после его телевизионной версии, вышедшей в 1952 году.
В 1945 году спектакль по пьесе Лопе де Веги решили поставить в Театре Красной армии. Но возникла проблема – в труппе не оказалось актера, который мог хорошо танцевать. Тогда и пригласили Владимира Зельдина. Еще подростком он мечтал о балете. Но отец, известный дирижер, подговорил приемную комиссию хореографического училища, чтобы сына не приняли. Владимир Михайлович рассказывал, что «дорвался» до танца уже во время учебы в театральном училище: «Я все дисциплины по движению очень любил, был лучшим учеником Веры Мосоловой, бывшей балерины Большого театра». Приглашение в постановку «Учитель танцев» он считал своим звездным часом. А в Театре Красной армии (с 1951 года Театр Советской армии, сейчас Театр Российской армии) он прослужил всю жизнь.
В квадрате 45 (1955)
С конца 1940-х и до начала 1970-х годов Владимир Зельдин в кино снимался очень редко. «В кинематограф пришла волна молодых режиссеров и, может быть, они не очень-то видели меня в своих героях», –предполагал он. В основном доставались небольшие роли, но и к ним артист подходил со всей ответственностью и талантом.
Играя диверсанта картине «В квадрате 45», Зельдин освоил прыжки с парашютом. Сначала тренировался, прыгая с вышки, а затем уже с самолета. Владимир Михайлович вспоминал, что в момент прыжка дух у него захватило. Но руку держал на кольце, поэтому дернул вовремя – парашют раскрылся.
Дядя Ваня (1970)
Своим возвращением в кинематограф Зельдин обязан картине «Дядя Ваня», где он сыграл отставного профессора Серебрякова. Актеру было приятно узнать, что в этой роли режиссер Андрей Кончаловский представлял таких корифеев, как Борис Бабочкин или Сергей Герасимов. «…Работа в «Дяде Ване» для меня особенный кусок творческой жизни, один из самых радостных», – говорил исполнитель. В 1971 году он сыграл роль Серебрякова и в постановке этой чеховской пьесы на сцене Театра Советской армии.
Десять негритят (1985)
«Десять негритят» подарили мне знакомство с великолепным Станиславом Говорухиным», – говорил Зельдин. Режиссер изначально предполагал пригласить его на роль судьи, поэтому пробы артисту проходить не потребовалось. Во время съемок фильма Владимиру Михайловичу было уже 70 лет. Некоторые сцены снимались глубокой осенью, в штормовых условиях. Было холодно и промозгло, но по словам Говорухина, артисту ничего не мешало в работе.