«31 июня», «Земля Санникова», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Тайна третьей планеты»… Думаете что связывает все эти картины? Музыка, которую создал композитор, народный артист России Александр Зацепин. Вспомним хиты музыканта и его жизнь: почти случайный выбор профессии, беременность супруги от другого, смерти двух жён и единственную дочь, в 97-й день рождения композитора.
Музыка Александра Сергеевича уникальна. Все его композиции к фильмам — это не просто саундтреки. Это не фон. Это — полноправный участник сюжета. Без музыки Зацепина эти фильмы уже невозможно представить.
В музыку не собирался
Александр Зацепин родился 10 марта 1926 года в Новосибирске. Его отец, хирург Сергей Зацепин был осуждён в 1941 году по «политической» 58-й статье УК РСФСР и приговорён к 10 годам лишения свободы. После освобождения он в семью не вернулся.
Сочинять Александр начал ещё в детстве, когда учился в музыкальной школе. Зацепин вспоминает: «Песен много было, но в музыку я не собирался. Тем более композитором». Уже с 14 лет он играл на танцах вместе со школьным приятелем. В четыре руки. Они играли на рояле, а мальчишки и девчонки танцевали.
Спасибо Евгению Матвееву
После школы Александр поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, но в марте 1945 года его призвали в армию. Именно здесь и решилась судьба будущего композитора: командиром взвода, где он служил, был Евгений Матвеев. Да-да, тот самый Евгений Матвеев, народный артист СССР. Он пригласил молодого человека участвовать в армейской самодеятельности, после чего будущего композитора приняли в Новосибирский армейский ансамбль песни и пляски. Сам Александр Зацепин считает: если бы он не пошёл в армию, то не стал бы композитором.
Сразу в консерваторию
Во время гастролей в Алма-Ате молодой человек решил подать документы в музыкальное училище. Но выяснилось: он уже достиг такого уровня, что может спокойно поступать в консерваторию. Педагогом Зацепина стал композитор Евгений Брусиловский, народный артист Казахской ССР. Именно он написал в своё время гимн Казахской ССР.
После окончания консерватории Александр задержался на год в Алма-Ате — преподавал, потому что был обязан это делать какое-то время. Но композитор сам себя называл плохим педагогом, по его словам, ему это было неинтересно. Зато именно в Алма-Ате началось сотрудничество Зацепина с кино. В 1956 году он написал музыку к своему первому фильму «Наш милый доктор». Для записи саундтрека Александру пришлось часто ездить в Москву: на «Казахфильме» не хватало нужного оборудования. Поэтому вскоре он перебирается в столицу
Выручила песня
Александр Зацепин вспоминает, что вначале было очень трудно найти работу в столице, ему приходилось подрабатывать, играя в ресторанах. Выручила его песня из фильма «Наш милый доктор» — «Надо мной небо синее» в исполнении Ермека Серкебаева. Она стала очень популярной, её часто крутили по радио и исполняли на концертах в Москве. Так, по словам композитора, благодаря этой песне он и карабкался в Москве.
Вначале поработал на Студии научно-популярных фильмов, затем — на Студии документальных фильмов, на «Союзмультфильме», а после — удалось попасть на «Мосфильме».
Гайдаю композитора посоветовала жена
Тандем Гайдай — Зацепин сложился благодаря жене режиссера, Нине Гребешковой. Когда Леонид Гайдай начинал работу над комедией «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», он искал нового композитора (до этого он сотрудничал с Никитой Богословским).
И вот Нина Гребешкова посоветовала мужу: «Возьми, вот этого, молодого композитора Зацепина — у него хорошие песни». Вначале Гайдай сомневался, что молодой композитор сможет легко освоиться в жанре эксцентричной комедии. Но всё-таки рискнул. Благодаря этому тандему появились «вечные» песни, которые мы будем петь и слушать всегда.
Встреча с Леонидом Дербенёвым
Многие хиты композитора появились благодаря ещё одной встрече, которая произошла в 1965 году — Александр Зацепин познакомился с поэтом Леонидом Дербенёвым. Тот самый случай, когда два плюс два равно не четыре, а намного больше.
Этот дуэт оказался не только продуктивным (Зацепин и Дербенёв написали вместе более сотни песен), но и шедевральным. Вот самый маленький список их хитов: «Остров невезения» из «Бриллиантовой руки», «Есть только миг» из «Земли Санникова», «Песня о Купидоне» из «Не может быть!», «Разговор со счастьем» из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», «Этот мир» из «Женщины, которая поет»…
Напишите оперу и балет
Александр Зацепин вспоминал: «Когда меня мой педагог Брусиловский встречал в Москве, он мне всегда говорил: «Шура, что вы все время в кино работаете. Вы же можете написать и оперу, и симфонию, и балет. Напишите!» Я ему отвечал: «Евгений Григорьевич, понимаете, ну я напишу симфонию, но я же не Прокофьев, не Шостакович, я не напишу такую. Это получится какое-то серое произведение. Ну будет она лежать на полке — зачем?» Мне не дано это. Дано мелодии писать для песен».
Человек-оркестр
Александр Зацепин — человек-оркестр. В его активе умение играть на множестве разных инструментов: кларнет, балалайка, аккордеон, саксофон — и это ещё далеко не весь список. Но ему мало было освоить разные инструменты, он ещё с середины 1960-х стал собирать звукозаписывающую студию, вкладывая в неё все свои гонорары.
Это было уникальное инженерное решение: оборудование для студии в большей части Зацепину пришлось придумывать и создавать самому, купить его в СССР было практически невозможно. Композитор скупал разные необычные музыкальные инструменты.
Так, в «Операции “Ы”», для создания колокольного звона, Александр купил колокольчик на барахолке, записал его и проиграл в восемь раз медленнее. А партию баса создал из звука колеблющейся деревянной школьной линейки. Своё инженерное детище Александр Зацепин назвал «оркестроллой».
Алла Пугачёва и Александр Зацепин
Вот эта самая студия и привлекла внимание многих известных артистов к Зацепину. Мыслимо ли, иметь такой технический уровень и такие возможности для домашней студии?
Одной из первых к Зацепину обратилась Алла Пугачёва. Именно в этой студии, под аккомпанемент «оркестроллы», были записаны многие хиты Пугачёвой.
«31 июня»
Этот фильм, снятый в 1978 режиссёром Леонидом Квинихидзе, мы засмотрели до дыр. И вся эта наша любимая музыка («Мир без любимого», «Ищу тебя», «Любовь нас выбирает») была снова записана в домашней студии Александра Зацепина.
Над ещё одной своей нашумевшей работой — музыкой к мультфильму «Тайна третьей планеты», Александр Зацепин работал уже перед отъездом из СССР. Летом 1982 года он уехал во Францию, не меняя, впрочем, гражданства. После этого долгое время в Советском союзе творчество Александра Зацепина было принято критиковать. В 1986 году, с началом перестройки, композитор вернулся в страну и жил, по его словам, на две страны.
Четыре брака
Александр Зацепин был женат четыре раза. Первый брак — с актрисой Ревмирой Соколовой, распался через три года после регистрации: после свадьбы композитор узнал, что его жена беременна от другого.
Второй брак — с пианисткой Светланой Третьяковой оказался более удачным, пара прожила вместе 30 лет, в 1956 году у них родилась дочь Елена. В 1981 году Светлана Третьякова умерла от аневризмы аорты.
С третьей женой — французской художницей Женевьевой Прешак Александр Зацепин прожил четыре года и развелся. Четвёртый брак оказался куда более продолжительным, с педагогом Московской консерватории и Школы имени Гнесиных, Светланой Морозовской композитор прожил более 20 лет. В 2014 году Светлана умерла от рака.
За свою жизнь Александр Зацепин написал больше 300 песен и создал саундтреки к 120 фильмам и мультфильмам. Сейчас он живёт со своей дочерью в Швейцарии. Александр по-прежнему сочиняет музыку и говорит, что способен влюбиться в своём возрасте.