Её до сих пор называют графиней советского кинематографа и сетуют, что со сцены и съёмочных площадок Ариадна Всеволодовна ушла так рано. Она прожила насыщенную жизнь, потому вдвойне жаль, что актриса наотрез отказывается давать интервью. Вспоминаем судьбу Ариадны Шенгелая в её 86-й день рождения.
Одна из самых красивых актрис советского кино запомнилась многим по фильмам «Евгений Онегин» и «Гранатовый браслет».
Самая красивая
Будущая звезда родилась в Ташкенте, куда родители в 1937 году, пытаясь миновать репрессии, переехали из Москвы. Ее папа — Всеволод Эдуардович Шпринк — был экономистом по профессии и талантливым переводчиком по призванию. Во многих источниках его ошибочно называют датчанином.
В одном из интервью младшая дочь Ариадны Всеволодовны Екатерина рассказывает, что ее дедушка происходил из старинного немецкого рода. Его потомки приехали в Россию еще в петровские времена. Именно из-за национальности, в год рождения дочери, при попытке вернуться с семьей в столицу, он был задержан и осужден — в магаданских лагерях отец Ариадны отбыл 26 лет.
Но маме с дочкой все же посчастливилось остаться в Москве, где Ариадна и выросла. О ее детстве мало что известно, известно лишь, что после школы она поступила во ВГИК. На втором курсе трогательная красавица с осиной талией вышла замуж за статного грузина, будущего режиссера Эльдара Шенгелая.
Жених происходил из знаменитой грузинской семьи — оба его родителя были связаны с кинематографом. Когда влюбленные сыграли свадьбу, многие ребята на курсе признавались, что по-доброму завидуют Эльдару. Ведь Ариадна была оной из самых красивых и умных девушек на курсе, к тому же талантлива и хорошо воспитана.
Она и правда стала отличной женой: быстро поняла и приняла кипучий кавказский темперамент мужа и научилась быть покорной восточной женой. Говорят, Эльдар был настоящим горячим кавказцем, а дома царил тотальный патриархат. Впрочем, это всех устраивало. Скоро в семье появилась первая дочь — Нато Шенгелая, названная супругами в честь мамы Эльдара — замечательной женщины и выдающейся актрисы.
Графиня
Окончив ВГИК, оба уехали в Грузию, где Ариадна Всеволодовна поступила в труппу Русского театра имени Грибоедова в Тбилиси. Еще на третьем курсе актриса дебютировала в кино — сыграла одну из ролей второго плана в драме «Екатерина Воронина». А спустя два года она получила свою первую престижную награду — стала лауреатом II Всесоюзного кинофестиваля за роль Татьяны Лариной в фильме-опере «Евгений Онегин».
Уже в Тбилиси актриса не только выходила на подмостки в главных ролях знаменитых постановок — на ее счету есть и Клеопатра, и Анна Франк, но и поступила на работу в киностудию «Грузия-фильм». 1960-е годы были рассветными для Ариадны. Она сыграла Евгению Гранде в одноименном фильме, а также в «Суде сумасшедших», «Увольнении на берег», «Белом караване».
Новая волна славы к актрисе приходит в 1964 году, когда советский зритель буквально влюбляется в экранизацию Абрама Роома купринского «Гранатового браслета». С ролью княгини Веры Николаевны Шенгелая справляется блестяще. Ее тонкую аристократическую красоту режиссеры боготворят. И сходятся во мнении: дескать, даже исполняя женщин из нашего времени, Ариадна не выглядит столь органично.
Ее следующий благородный персонаж — графиня в экранизации «Выстрела», снова воплощенная так, будто и сама Ариадна Всеволодовна пожаловала из другого времени. За уникальную способность преподносить таких сложных и глубоких персонажей актрису в киномире скоро прозвали Графиней советского кинематографа.
В 60-х она выпала из бесконечных съемок только на год — в 1967-м, когда на свет появилась ее младшая дочь Катья (Екатерина Всеволодовна Шенгелая), а потом — снова за работу: «Не горюй!», «Ференц Лист», «Гойя или Тяжкий путь познания», «Дмитрий Кантемир», «Таланты и поклонники»… В абсолютном большинстве кинофильмов Ариадна Всеволодовна выходила к зрителю в костюме прекрасной дамы из минувших веков.
Расставание с мужем и исчезновение с экранов
Все это время востребованная актриса и прекрасная мама продолжала жить со своим супругом. Но спустя двадцать лет брака они приняли решение расстаться. Екатерина Шенгелая в одном из интервью вспоминает, что решение разойтись тяжелее всего отразилось на детях. Они поверить не могли, что после двух десятков лет их семья распадется на части.
В 1980 году Ариадна Всеволодовна вернулась в Москву, где быстро устроилась на киностудию имени Горького. В 80-х ее фильмография несколько меньше. Теперь режиссеры зовут актрису не только на роли томных барышень, но и в современные кинофильмы. «Профессия: следователь», «Возвращение Будулая», «В Крыму не всегда лето» — всего десяток фильмов и сказок числится за Ариадной Шенгелая в этом десятилетии.
Ее не забывали и в тяжелые 90-е — пять фильмов с участием актрисы вышло в тот период, самый известный из которых «Барышня-крестьянка», где Ариадна Всеволодовна сыграла тетушку Хлупина, Арину Петровну.
В 2002 году актриса соглашается на роль Ханы в ленте «Бабий яр», а потом внезапно пропадает и с экранов, и с подмостков, предпочтя закрыться от СМИ. Она больше не соглашается ни на какие проекты, не дает интервью и отказывает от любых контактов с прессой. Лишь в этом, юбилейном для актрисы году (в феврале ей исполнилось 80), некоторые сведения о ней все-таки просочились.
Второй брак
Оказывается, вернувшись в Москву, Шенгелая встретила своего второго мужа — актера театра и дубляжа Игоря Копченко. Он был знаменит своим потрясающим голосом, много гастролировал в качестве мастера художественного слова, был «голосом» «Культуры» — именно он произносил закадровый текст телеканала. Лишь однажды супруга уговорила его показаться в кино: вместе они снялись в фильме «Голова Горгоны».
До сих пор неизвестны подробности этого брака: согласно противоречивой информации, с Игорем актриса познакомилась, еще будучи замужней женщиной. В начале карьеры Копченко служил в том же тбилисском театре, что и Шенгелая. Но сочетались браком они только в середине 80-х, уже после официального развода, когда страсти улеглись.
Дочь актрисы рассказывает, что, вернувшись в столицу, мама по-настоящему разрывалась между Москвой, где начиналась ее новая творческая и личная биография, и Тбилиси, где оставалась еще маленькая младшая дочь Катя. Но дети быстро выросли, сами обзавелись семьями и подарили бабушке внуков.
Говорят, она ушла из мира кино вслед за появлением первых наследников. Привыкшая к большой радушной грузинской семье, Шенгелая не смогла отказать себе в удовольствии находиться рядом с крохотными малышами, которые только появились на свет.
Ударом для ее стала потеря второго супруга: он ушел из жизни от внезапного сердечного приступа, не дожив до 60-летия несколько лет. После этой потери актриса закрылась и даже вернулась в Грузию — именно там в этом году узкой компанией близких друзей и родственников праздновали ее юбилей.
Актриса никак не комментирует свои отказы от съемок и театральной игры. Даже поздравления от поклонников вместо нее принимала ее дочь. Одно можно сказать наверняка: великую графиню Ариадну Шенгелаю никто не видел постаревшей. Она навсегда осталась в сердцах любителей хорошего кино юной и очаровательной.