Сказка «Морозко» стала тринадцатой в фильмографии выдающегося советского киносказочника Александра Роу. Эта сказка была с восторгом принята зрителем, как в советской стране, так и за рубежом, и стала любимой собственной картиной самого Роу.
В то время советская киносказка получила мировое признание как самобытный и интересный жанр. Советские сказочники с кинокамерой раздвинули границы художественного выражения в кино, а Александр Роу находился в расцвете своего творчества. Поэтому «Морозко» ждали с нетерпением.
Когда то сказочный жанр считался в кино и мультипликации детским, однако картина «Морозко» очаровала и детей и взрослых. Начиная с «Морозко» аудитория киносказок раздвинулась и они стали популярны у зрителей всех возрастов.
К написанию сценария были привлечены маститые сценаристы Николай Эрдман, и Михаил Вольпин, у них за плечами уже была совместная работа над сценариями к десяткам проектов, среди которых «Волга, Волга». «Актриса» и «Здравствуй, Москва!». Авторы глубоко погрузились в русский фольклор и стали настоящими его знатоками. Впоследствии они совместно напишут сценарий к сказке «Огонь, вода и… медные трубы».
Авторам фильма во главе с режиссёром Роу не только удалось перенести на экран колорит сказочного мира, но и создать гармоничную композицию, в которой реальный мир плавно перетекает в мир волшебный и наоборот.
В этом фильме впервые появилась старушка сказительница в окошке в исполнении прекрасной характерной актрисы Анастасии Зуевой. Этим приемом автор приоткрывает перед зрителем дверцу в свое чудесное произведение.
Начинается действо с тяжелого быта Настеньки живущей под тиранией злой мачехи. Ивана мы встречает так же в мире реальном, гордый и надменный молодец начинает свой путь от родного порога и с материнских напутствий. Перемещение героев в сказочный мир начинается с плавного изменения природы, а затем появлением волшебных персонажей, и уже потом начинается само волшебство.
Время в сказке проистекает тоже по сказочному. В целом вопреки сложившемуся в 60-е годы размеренному и вялотекущему киноязыку, фильм Роу очень динамичный. Но в отдельных сценах фильм начинает замедляться, автор дает зрителю возможность рассмотреть свое произведение во всех красках, не упуская ни одной детали.
Самый колоритный сказочный персонаж в фильме это, конечно же, Баба-яга в исполнении несравненного Георгия Милляра. Милляр появлялся на киноэкранах в образе Бабы-яги четыре раза. И все эти четыре Яги в исполнении актера обладали, разними характерами и чертами, однако именно Баба-яга из «Морозко» стала канонической.
С огромной любовью к трескучей русской зиме снят эпизод с появлением Деда Мороза (Морозко). Здесь и тихая красота зимнего леса и веселый морозец, и таинственное волшебство. Встреча Морозко и Настеньки это посути целостное художественное произведение, которое можно демонстрировать отдельно от фильма.
Картина «Морозко» — это безусловный шедевр и результат титанического труда творческого коллектива во главе с Александром Роу, и главный приз Венецианского кинофестиваля среди детских фильмов стал заслуженной наградой.