В середине 60-х состоялась премьера великолепного комедийного фильма под названием «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Режиссер Леонид Гайдай тщательно прорабатывал каждую сцену, наполняя ее разнообразными забавными деталями. Даже спустя многие десятилетия регулярно появляется материал, освещающий некоторые моменты из фильма.
Сегодня хотелось бы заострить внимание на коротком эпизоде, в котором «Трус» и «Балбес» подсчитывают убытки. Помимо забавного диалога особенно остро бросается в глаза момент, когда «Балбес» неведомым образом дотягивается до стопы и начинает ее чесать, чем ввергает «Труса» в недоумение.
Кто именно придумал этот забавный момент с рукой — доподлинно неизвестно. Одни источники утверждают, что идея принадлежала Юрию Никулину. Тем более Юрий Владимирович неоднократно придумывал шутки, как например, с огромным уколом для «Бывалого». Вторые говорят о причастности Константина Бровина, оператора фильма. Якобы это он подкинул идею с почесыванием.
В любом случае массовому зрителю было интересно другое — кто же именно чешет ногу Никулину? Ведь провернуть подобный трюк артист не смог бы по физиологическим причинам. И вот тут начинается самое интересное…
Одни склонны верить, что подобный фокус провернули при помощи монтажа. Ну, хотя бы не прозвучало словосочетание «компьютерная графика»… Другие уверены, что для съемки этой сцены пригласили карлика. А чтобы скрыть его присутствие, соорудили специальную конструкцию, на которой Никулин и лежал. В реальности же все было гораздо проще.
В 2010-ом году Нина Гребешкова, супруга Леонида Гайдая, дала интересное интервью. В «Кавказской пленнице» она сыграла эпизодическую роль доктора. И естественно, присутствовала на съемочной площадке. На вопрос: — кто же чешет Никулину ногу, Нина Павловна, с улыбкой на лице, ответила так:
— «Сам Гайдай! У него были необычайно длинные руки, и сидя за спиной у Вицина, он абсолютно спокойно доставал до пяток Никулина. А чтобы его не было видно в кадре, сверху набросили плед»
И действительно, если внимательно присмотреться можно заметить, как со стороны Вицина поднимается плед и вылезает рука. Смекалка, грамотная операторская работа и ничего более.
Ну и в завершении хочется процитировать Нину Павловну:
— «Леня никогда не любил классических баек о том, кто и как упал на площадке. Мне тоже кажется это лишним. Важно не то, как было снято, важен результат. Какая людям разница, кто в «Кавказской пленнице» чешет стопу Никулина, главное, что трюк сработал как надо и зрители продолжают смеяться над ним до сих пор!»