Во время съёмок фильма «Служебный роман» режиссёр пошёл на хитрость, которую раскрыл много позже.
Картины Эльдара Рязанова и сегодня любимы зрителями. Важную роль в создании атмосферы его фильмов играют песни, сопровождающие сюжет. Рязанов придавал им большое значение и придирчиво отбирал тексты, на которые писали музыку Микаэл Таривердиев и Андрей Петров. На съёмках «Служебного романа» режиссёр отыскал стихи Николая Заболоцкого, Роберта Бернса и Евгения Евтушенко, но не мог подобрать текст песни, которую должны были исполнить на фоне кадров осенней Москвы Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков.
Рязанов любил работать с Мягковым, которого впервые пригласил на роль Жени Лукашина в картину «Ирония судьбы, или С лёгким паром». Режиссёр высоко ценил разноплановый талант артиста и без сомнений поручил ему создание образа Анатолия Ефремовича Новосельцева. Эльдар Рязанов долго искал в книгах любимых поэтов стихотворение, которое бы соединялось с кадрами заснеженной осенней Москвы и передавало внутренний мир героев, но не смог найти нужного. «Но однажды в выходной зимний день, когда я гулял в подмосковном лесу, из меня внезапно, без спросу в течение получаса буквально «выскочило» стихотворение», — вспоминал режиссер в книге «Неподведённые итоги».
Эльдар Рязанов не хотел «использовать служебное положение» и решил провести эксперимент.
«Я поступил некрасиво», — писал режиссёр, рассказывая, как показал написанное им стихотворение «У природы нет плохой погоды» участникам съемочной группы и пояснил, что отыскал его у английского поэта Вильяма Блейка. Режиссёр хотел услышать честное мнение о том, подходит ли текст к выбранному эпизоду. Никто из коллег Рязанова не заподозрил обмана.
Всем актёрам, ассистенту, музыкальному редактору и оператору текст очень понравился. «Один лишь Андрей Мягков недовольно пробурчал, что стихи ничего, но не больше, ему хотелось текста повыразительнее. За отсутствие интуиции он был наказан. В следующем фильме, «Гараж», я предложил ему «немую» роль — роль человека, потерявшего голос. Надеюсь, в следующий раз он будет подогадливее», — с юмором вспоминал Эльдар Александрович.
Композитор Андрей Петров, получив текст «У природы нет плохой погоды», также поверил в авторство Вильяма Блейка. Режиссёр попросил его сочинять песню, лишь если стихотворение понравится, в противном случае обещал искать новое. Петров написал музыку, и песня «У природы нет плохой погоды…» стала одной из знаковых для фильмов Эльдара Рязанова. Позднее режиссёр раскрыл композитору свой обман, а через несколько лет своеобразно «поплатился» за хитрость».
При создании картины «О бедном гусаре замолвите слово…». Андрей Петров требовал каждое малоизвестное стихотворение показывать в опубликованном виде, опасаясь очередного подвоха. Долго композитор подозревал, что текст Михаила Светлова «К застенчивым девушкам, жадным и юным…» («Большая дорога») написал Рязанов, поскольку в его томике не было этого стихотворения. Режиссёру пришлось показать своё издание, чтобы успокоить бдительность Андрея Петрова.