«Я хотела не плыть по течению, а самой создавать волну»: взлёты и падения Людмилы Гурченко

12 ноября 1935 года в Харькове на свет появилась легендарная Людмила Гурченко. Её отец Марк Гаврилович происходил из смоленских батраков, а мать Елена Александровна была потомственной дворянкой. Их объединила общая любовь к музыке — оба работали в местной филармонии, отец играл на баяне, а мать пела под его аккомпанемент.

Маленькая Люся в полной мере позаимствовала от родителей все их таланты — любила петь, танцевать и выступать перед публикой. В беззаботное детство вмешалась война: отец, несмотря на инвалидность и непризывной возраст, отправился добровольцем на фронт, а мать с дочкой остались в оккупированном Харькове. Чтобы получить хоть какое-то пропитание, девочке приходилось исполнять немецкие оперетты перед фашистами. Когда город был наконец освобождён, Люся пошла в первый класс, а вскоре стала посещать и музыкальную школу.

Людмила Гурченко с родителями

Она была рождена для сцены — в этом не сомневался никто. Особенно верил в дочь её отец, который всецело поддержал Люсю в желании поступать в столичный театральный вуз. Она отправилась в Москву и без труда стала студенткой ВГИКа, где её педагогами оказались Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Девушка с ярким музыкальным дарованием уже в те годы выделялась на фоне однокурсников — её задействовали в главной роли в оперетте «Кето и Котэ» и в «Западне» по Драйзеру, где юная актриса не только пела и танцевала, но и играла на рояле.

«Дорога правды»

«Я не за тем сюда пришла, чтобы молчать!» — такой стала первая фраза Людмилы Гурченко в кино. Эти слова она произнесла в картине «Дорога правды», где сыграла комсомолку-активистку Люсю. Такой дебют как нельзя лучше отражал настрой начинающей актрисы — она действительно мечтала сказать своё слово в кинематографе, «не плыть по течению, а самой создавать волну». Шанс предоставился ей очень скоро. В коридоре «Мосфильма» девушку заметил мэтр Иван Пырьев и тут же отправил её в соседний павильон, где проходили пробы к фильму «Карнавальная ночь». Молодому режиссёру Эльдару Рязянову претендентка сначала не понравилась чрезмерными ужимками и не слишком выразительным лицом, но всё перевесил её неземной голос. Роль Леночки Крыловой в одночасье сделала Людмилу Гурченко звездой всесоюзного масштаба, в кинотеатрах картина била все рекорды по просмотрам, а знаменитая песенка про «Пять минут» в исполнении актрисы стала символом Нового года.

«Карнавальная ночь»

На волне небывалого успеха специально для Гурченко была написана роль в картине «Девушка с гитарой». Лента получилась лёгкой и симпатичной, но превзойти «Карнавальную ночь» не смогла, а за восходящей звездой закрепилось амплуа опереточной актрисы. После этого в карьере Людмилы Гурченко наступил застой. Поговаривали, что причиной стал её отказ сотрудничать с КГБ во время фестиваля молодёжи и студентов. Как бы там ни было, но следующие десять лет Гурченко в самом расцвете своих актёрских сил страдала от невостребованности. Она не сидела без работы, но роли были либо второстепенными, либо проходными. Актриса начала ездить с концертами по стране, выступала для рабочих и шахтёров, но и за это её раскритиковали в прессе — якобы, Гурченко гребла деньги лопатой, что совсем не соответствовало действительности.

«Старые стены»

Её творческое возрождение началось в 70-х. Почти одновременно в прокат вышли мелодрама «Старые стены», где актриса предстала в образе директора ткацкой фабрики, и мюзикл «Соломенная шляпка», где Гурченко сыграла модистку Клару Бокардон. Вскоре её пригласили на главную роль в советско-румынско-французском музыкальном фильме «Мама», ради которого актриса даже отвергла предложение Никиты Михалкова сыграть генеральшу в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». На съёмках «Мамы» произошёл несчастный случай: во время эпизода на катке актриса столкнулась с клоуном Олегом Поповым, упала и получила тяжелейший перелом ноги. Кости собирали буквально по крупицам, а все оставшиеся съёмки Гурченко провела в гипсе.

«Двадцать дней без войны»

Её драматический талант раскрылся в военной ленте «Двадцать дней без войны», где актриса сыграла в дуэте с Юрием Никулиным. После этого на экраны вышли «Сибириада», «Пять вечеров», «Отпуск за свой счёт», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Вокзал для двоих», «Полёты во сне и наяву», «Любовь и голуби», где Гурченко раскрылась в самых разных амплуа и по праву стала считаться одной из лучших советских актрис.

Людмила Гурченко и Сергей Сенин

Людмила Гурченко признавалась, что не может долго оставаться одна — ей нужна была постоянная поддержка и твёрдое мужское плечо, на которое можно опереться в тяжёлые времена. Актриса официально была замужем пять раз. За режиссёра Василия Ордынского она вышла в 18 лет, их брак продлился чуть больше года. Вторым мужем стал сценарист Борис Андроникашвили. Супруги прожили вместе два года, в браке родилась единственная дочь актрисы — Мария. В третий раз Гурченко вышла замуж за актёра Александра Фадеева. Этот брак также не был долгим — через два года они расстались. Самое громкое замужество актрисы оказалось четвёртым по счёту. В 1967 году она вышла за известного певца Иосифа Кобзона. Они были вместе три года, со скандалом развелись и больше никогда не общались. Между четвертым и пятым официальным браком был ещё брак гражданский — на протяжении 18 лет актрису связывали отношения с её аккомпаниатором, музыкантом Константином Купервейсом. Пятым мужем стал продюсер Сергей Сенин, который был младше на двадцать пять лет. Они познакомились в 1991 году на съёмках фильма «СекСказка», через два года поженились и прожили 18 лет — до конца жизни Людмилы Марковны.

Людмила Гурченко с дочерью Марией

С дочерью Марией у актрисы сложились натянутые отношения. Воспитанием девочки занималась бабушка, пока мама была занята на съёмках. Маша выросла полной противоположностью знаменитой матери — была скромной и неприметной, не любила яркие наряды и макияж, сторонилась внимания. Она выбрала для себя профессию медсестры и работала в обычной больнице. В браке у Марии родились погодки — сын Марк и дочь Лена, которых назвали в честь дедушки и бабушки. Людмила Гурченко души не чаяла во внуке, так напоминавшем ей любимого отца, но жизнь Марка трагически оборвалась на заре — 16-летний юноша умер от передозировки наркотиками. Отношения Гурченко с дочерью окончательно разладились, а спустя несколько лет финальной точкой стало известие о том, что скончавшаяся мать актрисы завещала всё своё имущество внучке.


Людмила Гурченко до последних дней радовала поклонников новыми неожиданными проектами. Актриса записала кавер на песню Земфиры, пела дуэтом с Борисом Моисеевым, снималась в экстравагантных фотосессиях, выпустила несколько автобиографических книг и даже срежиссировала собственный фильм «Пёстрые сумерки», в основу которого легла уникальная история юного слепого музыканта Олега Аккуратова. В феврале 2011 года звезда поскользнулась перед домом и сломала бедро. После нескольких недель в госпитале Гурченко вернулась домой, но её состояние резко ухудшилось. Скорая помощь не смогла реанимировать актрису — 30 марта 2011 года 75-летняя Людмила Гурченко скончалась от сердечной недостаточности.

Актрису хоронили в роскошном белом платье с золотым бисером, которое она сшила сама незадолго до ухода. Проститься с легендой отечественного кино пришли многочисленные друзья и поклонники. Последняя воля Людмилы Гурченко не была исполнена: она хотела быть похороненной на Ваганьковском кладбище рядом с могилами родителей и внука, но её похоронили на Новодевичьем — неподалёку от Олега Янковского и Вячеслава Тихонова. Спустя шесть лет после потери матери из жизни ушла и её 59-летняя дочь Мария — долгие годы женщина страдала от алкогольной зависимости, которая подорвала её здоровье и в конечном итоге привела к остановке сердца.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

«Я хотела не плыть по течению, а самой создавать волну»: взлёты и падения Людмилы Гурченко