Легендарный актер Юрий Яковлев свои лучшие роли в кино сыграл в советские годы. В 90-е годы он продолжил активно сниматься в кино. Правда, говорил, что интересных ролей стало намного меньше, потому что актеры старой закалки неинтересны молодым режиссерам. Да и время пришло другое.
Лучшим режиссером Юрий Васильевич называл Ивана Пырьева, который дал актеру дорогу в большое кино, сняв в главной роли в фильме «Идиот».
— Он был «зверь» на съемочной площадке. Мне это, как ни странно, помогало. По отношению ко мне он был тишайшим и нежнейшим человеком, потому что боялся нарушить мое внутреннее, мышкинское расположение к этому персонажу, которое я в себе воспитывал, — рассказывал актер. – Вообще, именно Пырьев мой первый и главный учитель в кино.
В конце фильма «Идиот» есть титр «Конец первой части». Но нет ни второй, ни третьей части. Яковлев признавался, что на протяжении 30 лет ему часто задают вопрос об этом: почему нет второй части фильма? Задавали этот вопрос именно Юрию Васильевичу неслучайно. Ведь именно он отказался играть Мышкина дальше, чтобы не замыкаться в одном образе.
Яковлев тепло отзывался о своей партнерше по фильмы – актрисе Юлии Борисовой. Пара играла вместе не только в этом фильме, но и в спектакле «Несмешливое мое счастье». Здесь актер сыграл Чехова, а Борисова — Лику Мизинову. Они прекрасно сработались, поэтому в кино им было работать легко.
— Вообще, можно быть хорошим и очень хорошим актером. Но невероятно трудно быть хорошим партнером. Это редко качество, особый талант, — уточнял Юрий Яковлев.
Кстати, именно Антона Павловича Чехова Юрий Васильевич Яковлев называл своим идеалом в искусстве.
Интересно, что первой ролью Юрия Яковлева в кино был вовсе не князь Мышкин, а провинциальный трагический актер Чехоткин в экранизации водевиля Ленского «Лев Гурыч Синичкин» — «На подмостках сцены» режиссера Константина Юдина.
— Это сейчас режиссеры не ходят по театрам в поисках талантливых и ярких актеров. А раньше ходили. И Константин Константинович Юдин ходил, как и его помощники. Увидели меня в каком-то спектакле и пригласили на студию. Так, что попал я в кинематограф благодаря театру, — говорил Юрий Васильевич.