40 лет назад вышел фильм «Гонки по вертикали», ставший трехсерийной экранизацией детектива братьев Вайнеров. Этот фильм зрители любят не только за оригинальный сюжет, но и за игру актеров, то, как здесь показана Москва и главные советские ценности – зрителю объясняют, что в жизни хорошо, а к чему лучше не притрагиваться.
Казалось бы, главный антагонист известен с самого начала фильма, потому что допрос показан в первых сценах. И это логично, ведь главное в этом советском детективе – не острые ощущения от погонь, а психология следователей и преступников. И эта психология раскрывается в изящном поединке.
Усилена подача отражением в сюжете личной жизни героев, которая помогает принять их как личности, а не проходных персонажей. В итоге в схватку вступают два умных человека, у каждого из которых свое мировоззрение. Это инспектор Стас Тихонов в лице Андрея Мягкова и матерый вор Батон в исполнении Валентина Гафта.
Есть в качестве главной претензии к вору – украденный чемодан и орден Андрея Первозванного. Но нет потерпевшего, поэтому вор оказывается на свободе. Инспектор не так прост – он решает все-таки наказать Батона, ведь зло должно быть наказано.
Постепенно раскрывается личность Тихонова – это тихий и образованный герой-одиночка, со своим кодексом чести: не предавать, не лгать, следовать до конца к своей цели. Он постоянно проверяет себя на прочность, сомневается, и это дает ему дополнительный стимул действовать. Он бежит от своих мягких сторон характера в своих снах о гонках по вертикали.
Стоит сказать, что финал киноленты снят на высоком уровне, и тут актерского мастерство Гафта позволило раскрыть его личность, то человечное в нем, которое было глубоко спрятано на протяжении восьмилетней дуэли.
Выстрел Батона – это не опасение сесть надолго, а сожаление о достойном сопернике.