Драму «Накануне премьеры» (1979) сейчас помнят лишь истинные киноманы и, возможно, поклонники театра, ведь именно о театре и его закулисной жизни она рассказала. В картине снялись знаменитые актёры, но, к сожалению, это не помогло фильму взлететь:
премьера прошла незаметно, лента быстро забылась.
Режиссёр Олег Гойда, выпускник Киевского театрального института имени И.К.Карпенко-Карого, снял первый фильм в 1976 году. Через два года он принялся за вторую работу —
экранизацию повести популярнейшего советского детского писателя Анатолия Алексина «Действующие лица и исполнители»,
которая в 1972 году была напечатана в журнале «Юность». Алексин посвятил повесть актёрам детских театров, которые самоотверженно отдают себя не просто зрителям, а зрителям юным, ещё формирующимся. Олег Гойда попросил Анатолия Алексина о помощи в написании сценария и тот согласился: писатель уже не раз пробовал себя в качестве сценариста, с ремеслом был знаком. Вместе Гойда и Алексин сделали из повести сценарий, который утвердили родной для режиссёра киностудии имени Довженко.
По сюжету в провинциальный ТЮЗ приезажет молодой режиссёр Андрей Лагутин. В самом театре атмосфера сложная:
главный режиссёр Патов уже год работает здесь, но пока не поставил ни одного спектакля.
Театр же живёт за счёт созданного предыдущим главрежем, любимцем коллег и зрителей, репертуара. Патов — с одной стороны, консерватор, считающий, что театр — место сакральное, где должен царит порядок, где творчество подчинено дисциплине. С другой стороны, он — настоящий талант, но талант его лежит скорей в области организаторской, управленческой, нежели творческой. Начинающего коллегу Лагутина Патов встречает настороженно, ведь тот полон любопытных идей и с порога заявляет о желании поставить «Ромео и Джульетту» и сыграть Ромео. А вот роль Джульетты Лагутин неожиданно предлагает Зине Балабановой, местной звёздочке, которую обожает публика, и активистке, энергично противостоящей Патову. Зина убеждена, что
юный зритель — особенный, к нему нельзя подходить со взрослыми мерками, как это делает Патов, это аудитория, требующая куда более трепетного отношения.
И, несмотря на то, что хрупкая невысокая Зина играет роли подростков в спектаклях, предложение сыграть Джульетту она воспринимает со смехом: ей уже за 30, и это ни для кого не секрет. Но Лагутину всё же удаётся её уговорить, а Патов даёт согласие на постановку.
На роли антагонистов, Патова и Балабановой, Олег Гойда пригласил супружескую пару — Олега Табакова и Людмилу Крылову. Любопытно, что на момент съёмок Людмиле Крыловой было уже почти 40 лет, хотя играла она более молодую женщину (по книге Балабановой даже не исполнилось 30).
А вот в образе экранной жены Табакова Ксении появилась Ада Роговцева.
Ей фактически досталась роль, которую играла Людмила Крылова в жизни: в фильме Ксения, некогда перспективная актриса, отказывается от карьеры ради семьи и всю жизнь посвящает талантливому мужу.
Людмила Крылова, которой в молодости предрекали громкий успех, тоже посвятила себя дому, детям и уступила дорогу супругу, Олегу Табакову. Роль дочь Патовых, студентки мединститута, получила молодая, но уже известная актриса Марина Левтова.
В других ролях появились Николай Пастухов (добродушный директор ТЮЗа), Валентина Талызина, Михаил Светин.
Ну а главную роль, режиссёра-энтузиаста Лагутина, Олег Гойда отдал вчерашнему дебютанту Борису Плотникову. Для актёра это была всего лишь вторая киноработа, но аудитория его уже запомнила: в 1976 году Плотников громко дебютировал в «Восхождении» Ларисы Шепитько. Укрепит его славу мистический триллер «Дикая охота короля Стаха» (1980), ну а больше всего артист запомнится зрителям в образе доктора Борменталя из «Собачьего сердца» (1988) Владимира Бортко, экранизации романа Михаила Булгакова.
Путь Андрея Лагутина в «Накануне премьеры» оказался невнятным, чем в повести: там режиссёр, поставив спектакль, попадает в больницу, где неожиданно умирает после операции.
В экранной интерпретации Лагутину, играющему Ромео, во время премьеры становится плохо и что происходит дальше — непонятно (режиссёр пытается намекнуть на смерть, но если не читать повесть, то верно истолковать эти намёки невозможно).
В качестве съёмочной площадки Олег Гойда выбрал не павильоны киностудии, а настоящий театр — Симферопольский областной музыкально-драматический театр.
В кадре неоднократно показали здание изнутри и снаружи, и большинство эпизодов сняли в помещениях театра. Сейчас это Государственный академический музыкальный театр Республики Крым.
Летом 1979 года фильм «Накануне премьеры» вышел в прокат. Большого внимания к себе он не привлёк, хоть и показал то, что обычно зрители не видят — закулисье храма искусства, не всегда приглядное, отношения в театральных коллективах и даже немного личную жизнь артистов. А ещё в фильме много музыки Владимира Шаинского и песен в исполнении Валентины Толкуновой.